Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Александр ПШЕНИЧНЫЙ: «Я хочу быть крупным промышленником»

22 августа, 2001 - 00:00


На Национальном комплексе «Экспоцентр» (бывшая ВДНХ) в Киеве Председатель Верховной Рады Иван Плющ в понедельник открыл выставку «Украина. 10 лет Независимости». Среди множества ее экспонатов и экспозиций скромный по размерам, но не без выдумки оформленный стенд предприятия, о котором никогда прежде не слышал. «Таврическая литейная компания TALKO» рекламировала себя серебристыми алюминиевыми отливками, прекрасно вписывавшимися в пейзаж дородного пшеничного поля на фоне голубого украинского неба. Правда, хозяин стенда, тут же омрачил эту идиллическую картину, показав еще и фотографию полуразрушенного животноводческого комплекса, в стенах которого и была не без мук рождена вышеназванная компания. Так завязался разговор «Дня» с бывшим начальником одного из крупнейших в Украине литейных цехов (Мелитопольский завод «Автоцветлит»), а ныне генеральным директором и фактическим собственником компании Александром ПШЕНИЧНЫМ.

— Чтобы попасть на эту юбилейную выставку, очевидно, нужно было иметь не только высокие достижения в организации производства, но и определенные цели. Какие задачи ставило перед собой ваше предприятие, предусматривая затраты на подготовку этого стенда, окупятся ли они?

— Мы хотели достойно представить Запорожскую область, свой город Мелитополь, показать, что и у нас уже поднялись производственные частные предприятия. Вначале мы ориентировались только на автомобилестроение (и сейчас наши изделия используются в автомобилях, «Таврия», «Ока», ГАЗ), но затем стали работать с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения. Среди них, Кировоградский завод «Гидросила», основной производитель шестеренных насосов (в прошлом году его продукцию хорошо оценили в Словакии, и мне приятно, что в этом сыграло свою роль и наше литье), Винницкий завод тракторных агрегатов, харьковский завод «Серп и молот», Полтавский завод легкого машиностроения. Изделия, на которые идет наше литье, востребованы. Нашу продукцию с удовольствием принимают не только в Украине, но и в Беларуси, России. Оказалось, что она лучше, чем литье из Барнаула, Каширы. Поэтому, я считаю, сегодня мы уже просто обязаны представить Украине Таврическую литейную компанию, занимающуюся не только довольно узким видом производственного бизнеса — литьем высококачественных алюминиевых изделий, но и в огромной мере заинтересованной в подъеме всей нашей промышленности. ТALKO нужны заказчики, нужны смежники, нам, в конце концов, нужна прикладная наука, которая может возродиться только вслед за промышленностью, а затем, в свою очередь, поднимать ее на новую ступень и по качеству продукции, и по производительности труда.

— Вы говорите о своей заинтересованности. Но к вашим словам могли бы, пожалуй, присоединиться все промышленники. Однако от этого не многое изменится. Хотеть мало. Нужно что-то делать для этого.

— Основные мои принципы в предпринимательской деятельности —это сознательное восприятие интересов партнера, открытость в отношениях, обязательность при выполнении любых договоренностей, напористость и решительность в реализации намеченных целей. За этими декларациями, поверьте, большой и часто горький опыт, накопленный при создании с нуля пусть и небольшого, но вполне современного промышленного предприятия — Таврической литейной компании. И когда мы уже немного поднялись, а вокруг нас были еще сплошь лежащие государственные, полугосударственные и акционерные предприятия, то прийти к выводу об учете интересов партнера нас заставила сама жизнь. В тот начальный период мы были вынуждены кредитовать своей продукцией своих партнеров, помогая им таким образом отвоевывать себе место на рынке. Конечно, это в определенной мере было выгодно и нам, поскольку завязывались надежные связи, мы получали в дальнейшем постоянный рынок. Но, я уверен, если бы так же поступали все, кто был на это способен, то наша промышленность начала бы подниматься чуть чуть раньше и не утратила бы многих возможностей.

— Вы сказали, что кредитовали смежников, а вернее — покупателей вашей продукции поначалу. А каким образом реализуется теперь ваш принцип сознательного восприятия интересов партнера?

— Подготовка производства на ТALKO состоит из закупки алюминиевого сырья, заказа литейной остнастки, приобретения энергоносителей. И эта часть производственного цикла для нас в финансовом отношении чрезвычайно обременительна. Сырье и энергоресурсы, как всем известно, очень дорогие, а наше производство металло- и энергоемкое. Для изготовления литейных форм используется труд высококвалифицированных рабочих-инструментальщиков. И услуги соответствующих предприятий не быстро выполняются и дорогого стоят. Но мы никогда не требуем от покупателей нашей продукции предоплату, поскольку ТALKO считает, что обязано иметь необходимые оборотные средства для выполнения заказов. Разве это не есть сознательное восприятие интересов партнеров? В ответ мы получаем уверенность в том, что наш товар будет востребован на рынке. Кроме того, у нашей продукции (я не боюсь этого слова, используемого зачастую некорректно) привлекательные цены.

— Чтобы цена была небольшой, вам приходится сознательно ограничивать уровень рентабельности, прибыли, а, следовательно, в чем-то обделять коллектив предприятия, себя, как одного из собственников, и, наконец, тормозить темпы роста производства.

— Ни коллектив, ни учредители, поверьте, не обижены. И перспективы для роста мы себе не перекрываем. А чтобы сделать наши цены приемлемыми для покупателя, вовсе не обязательно использовать названные вами источники. В частности, ТALKO делает упор на резервы производства. Так, когда повысились цены на электроэнергию, мы стали экспериментировать с жидким топливом. Сначала попытались использовать в наших печах дизельку, но она также дороговата. Тогда перешли на печное топливо и, благодаря этому, существенно снизили затраты. Сейчас ведутся работы по переходу на сжиженный газ. С разбором покупаем и первичный алюминий, благо на рынке есть несколько поставщиков, и для некоторых изделий мы можем брать сырье подешевле.

— Можно ли в бывшем коровнике, на руинах которого поднялось ваше предприятие, наладить современное производство? Да еще такое непростое, как литейное?

— Действительно, добиться качества в наших условиях было непросто. Это обеспечивалось высокой квалификацией инженерного и рабочего персонала, благо нормальная и главное — регулярная зарплата привлекали к нам квалифицированных специалистов. А со временем ТALKO расширило свою техническую базу, обзавелось хорошо оснащенной лабораторией, внедрило не только выходной, но и входной контроль. Сегодня мы широко используем новые методы литья, что позволяет свести к минимуму уровень брака. Зачастую наши заказчики в своих требованиях выходят за пределы стандартов, выставляют более жесткие требования. И мы с этим соглашаемся и стараемся их условия выполнить. Я уверен, что это ТALKO только на пользу. Именно заказчик определяет победителей в конкуренции на рынке. И мы им дорожим. Повышаем квалификацию кадров. В лучших вузах страны готовим технологов. Наше оборудование сегодня соответствует требованиям по качеству, которые нам предъявляются. Но если ТALKO получит более сложные заказы, то, безусловно, будет закупаться новое оборудование.

— Вы сами когда-то начинали литейщиком. Что нужно, чтобы освоить секреты качества этой профессии, которую многие приравнивают к искусству?

— Ее нужно любить, изучать, перенимать опыт старших. Настоящий литейщик получается тогда, когда он словно бы сам переливается вместе с металлом из ковша и крутится в этих огненных потоках.

— Создает ли государство условия для начинающих промышленников?

— Мы никогда не пользовались никакими льготами, но тем не менее у нас все годы идет неуклонное развитие. Объем реализации продукции в 1997 году не достиг и 35 тысяч гривен. Сегодня компания имеет возможность производить 750 тонн алюминевого литья в месяц. Конечно, это давалось не легко. Было так же тяжело, как и всем остальным, кто работает в нашем законодательном поле.

— Кто определяет техническую и маркетинговую политику предприятия? Какой отдел вы считаете главным?

— У нас очень мощный отдел главного металлурга. Это ведущий отдел литейного производства, и техническая политика, конечно, разрабатывается там. Я не хочу занижать заслуги всех наших отделов, но главным на ТALKO сегодня, безусловно, является отдел маркетинга. Он определяет потребности рынка, потребности предприятия, занимается оперативным сбытом продукции, поддерживает контакты со всеми нашими реальными и потенциальными потребителями.

— Сталкивалось ли ТALKO с промышленным шпионажем?

— К сожалению, сталкивалось и неоднократно. Службе безопасности компании часто приходится вести по этому поводу расследования. Естественно, шпионаж подрывает наши позиции на рынке, но, с другой стороны, раз воруют, значит, есть что и, значит, нас признают лидерами в нашей области. Это, пусть только морально, но все же частично компенсирует финансовые потери.

— Бывали ли случаи, когда вас подводили партнеры?

— Мы всякий раз анализируем, с кем имеем дело, изучаем финансовое и экономическое положение партнера, поэтому крупных проколов не было. Были временные трудности во взаимоотношениях, особенно при обвале рубля в августе 1998 года, когда пострадало много украинских предприятий, работавших с Россией. Тем не менее все свои обязательства наши партнеры и тогда выполнили.

— Вы были раньше рабочим, потом стали крупным техническим менеджером. А кем вы чувствуете себя сейчас и кем бы еще хотели стать?

— Как и каждый, я иногда оглядываюсь назад, но больше смотрю вперед. Сегодня я ощущаю себя человеком, который уверенно и c любовью делает свое дело. Не скрою: появляется все больше азарта, хочется сделать еще больше. Чего-то мне все-таки не хватает. У меня есть очень честолюбивые цели. Я хочу стать и быть большим промышленником.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ