Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

АМК требует независимости

Иначе, считает эксперт, в Украине будет сохраняться экономика недобросовестной конкуренции
28 апреля, 2016 - 12:33

Не будет ошибкой утверждать, что среди главных причин упадка экономики нашей страны далеко не последнее место принадлежит такому явлению, как отсутствие настоящей рыночной конкуренции. Скажем, цены на бензин у нас поднимаются почти синхронно во всех сетях и на всех АЗС. Не слишком отличаются и цены на продовольствие. Сплошной монополизм господствует  в области ЖКХ. Как избавиться от этого? Нужно ли в очередной раз изобретать велосипед, или, возможно, дешевле будет использовать опыт, приобретенный в мире?

Старший экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин рассказывает, что в 1990-х годах в Австралии была проведена комплексная реформа, целью которой было увеличение конкуренции на рынках. «Ее результаты поразили, — отмечает она, — страна достигла ежегодного роста ВВП 3%. И это был очень хороший показатель, учитывая то, что в те времена главные экономические партнеры Австралии — азиатские страны — переживали экономический кризис. Австралия же снизила безработицу до уровня 5% — это был лучший показатель с начала 1970-х годов, и это позволило стране догнать по уровню жизни население Соединенных Штатов Америки».

«Изучив этот опыт и проанализировав ситуацию в Украине, — продолжает эксперт, — мы определили четыре основных направления, которые помогут и нам увеличить конкуренцию на рынках. Поэтому  в нашем первоочередном внимании нуждаются естественные монополии и смежные рынки, антиконкурентное поведение фирм, регуляторные ограничения конкуренции и так называемый конкурентный нейтралитет». В секторах, где работают главным образом естественные монополии, по словам Кузьмин, регулируемые тарифы и отсутствие конкуренции привели к тому, что там нет частных инвестиций даже в таких приватизированных компаниях, как облэнерго.

Подчеркнув, что в Украине уже есть своя история антимонопольного законодательства и соответствующего ведомства, Кузьмин указывает, что среди других стран в этом направлении она, однако, никоим образом не является лидером. По трем таким составляющим индекса глобальной конкурентоспособности, как степень доминирования компаний на рынке, интенсивность конкуренции и эффективность антимонопольной политики, мы соответственно на 99, 98 и 136 местах. Среди причин нашего отставания, как показывает анализ, то, что в АМК Украины очень большое количество персонала при маленьком бюджете и чрезвычайно большое количество дел в рассмотрении. «Следовательно, АМК вынужден рассматривать мелкие и не очень влияющие на состояние рынка дела. И ему уже не остается ни временных, ни человеческих, ни и финансовых ресурсов на то, чтобы расследовать сложные случаи», — говорит экономист.

Она также считает, что в случае, когда на рынке много государственных регуляторных ограничений, это мешает выходу на рынок новых компаний и, соответственно, созданию конкуренции. Это утверждение Кузьмин поддерживает примером из фармацевтического рынка. «Ассортимент препаратов в украинской аптеке намного меньше, чем, например, во Франции, — говорит она. — Не в нашу пользу и цены на лекарства того же производителя. В Украине они иногда в 2–3 раза выше, чем, скажем, в Венгрии или Грузии». Чтобы избавиться от таких недостатков, Кузьмин предлагает применять в Украине для анализа регуляторных актов методику USAID, так как она достаточно проста и ею смогут свободно пользоваться специалисты регуляторных органов.

Директор по экономическим исследованиям отдела конкурентной политики Министерства юстиции США Рассел Питтман также призывает изучать зарубежный опыт в деле антимонопольной регуляции естественных монополий. Это, по его словам, действительно позволит привлечь инвестиции в экономику и улучшить ситуацию. Он отмечает, что в Украине очень важно создать конкуренцию в перевозках по железной дороге. Можно реструктуризировать грузовые перевозки таким образом, что они станут очень прибыльными, отмечает эксперт.

Проект закона, который мининфраструктуры недавно подало в Раду, содержит одну из моделей такой реструктуризации, указывает специалист. В нем предлагается провести приватизацию, привлечь частные инвестиции. Здесь использован опыт Румынии, Польши, Германии, согласно которому государственная компания сохраняет монополию только на железнодорожные пути, а подвижной состав передается частникам. В таком случае они платят за использование путей.

Опыт Польши и румынских железнодорожных компаний показывает, что они могут конкурировать с «Укрзалізницею», поставляя в Украину свои локомотивы и вагоны. «Я убежден, что «Укрзалізниця», конечно после реструктуризации, в этом состязании не проиграет, — отмечает Питтман и добавляет: — Если Рада примет железнодорожное законодательство, то у вас будет ситуация, подобная Польше, Румынии, Мексике». «Но я не очень верю, что Украине удастся быстро создать действительно конкурентный рынок электроэнергии» — прогнозирует специалист.

«Мы занимаемся защитой и развитием конкуренции, а также следим за лучшими мировыми практиками», — отмечает первый заместитель главы Антимонопольного комитета Украины Мария Нижник. Но, по ее мнению, любая конкурентная реформа или любое развитие конкуренции в действительности имеет три составляющие. Первая — государственная политика, направленная именно на развитие конкуренции, развитие секторов экономики, направленная на стимулирование и появление новых товаров на наших рынках. Второе — это состоятельные институционные регуляторы, которые отвечают за определенные сферы развития экономики и применяют правила, направленные на защиту конкуренции. Третье — это наличие законодательства о защите экономической конкуренции, говорит Нижник.

«Дню» показалось, что топ-менеджер АМК слишком уж теоретизирует. А какие конкретные значительные дела вы в настоящий момент рассматриваете, спросил «День» и имел возможность убедиться, что антиконкурентное ведомство имеет и довольно большую практику. Так, по словам Нижник, комитет рассматривает дело против российского «Газпрома» и в части транзита газа через территорию Украины, и в части поставки топлива. Есть дело относительно злоупотребления монопольным положением на рынке поставок электроэнергии компанией ДТЭК. Ведется расследование относительно недобросовестной конкуренции на рынках табака и фармации.

Нижник также отмечает, что в АМК очень хорошая команда уполномоченных (так называются члены комитета), но важно, чтобы и остальные (всего в АМК 600 сотрудников) имели такой же уровень образования, опыта, желание и мотивацию, потому что люди, которые расследуют дела на сотни миллионов гривен, должны получать достойную заработную плату. Кузьмин отмечает то, что АМК необходима функциональная, институционная и финансовая независимость. А первый глава АМК в Украине, председатель общественного совета комитета Александр Завада, указывает, что впереди у АМК еще огромная работа, так как в Украине до сих пор, через почти 25 лет с момента создания АМК, сохраняется экономика недобросовестной конкуренции.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ