Перед отлетом в Китай Президент Виктор Янукович подписал Закон «О принципах функционирования рынка электроэнергии Украины», принятый парламентом в конце октября. Премьер-министру Николаю Азарову поручено в месячный срок после вступления закона в силу создать Координационный центр по внедрению новой модели рынка. К работе центра предполагается привлечь представителей секретариата Энергетического сообщества и международных финансовых организаций, в частности Всемирного банка.
Наряду с этим правительству к концу 2014 года поручено принять меры по подготовке законопроектов по имплементации директивы ЕС №2009/72/ЕС об общих правилах функционирования внутреннего рынка электроэнергии и регламента №714/2009 в отношении условий доступа к сети трансграничной передачи электроэнергии. До 2 июня 2014 года премьеру также поручено разработать в подзаконных актах о работе создаваемого Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса требования о постоянном мониторинге и ежегодном аудите деятельности этого фонда, оптимизации его расходов и контроле за целевым использованием средств, которые производители электроэнергии будут получать из фонда.
Что принесет Украине новый закон? Сейчас в стране действует так называемый рынок единого покупателя. Новый порядок предусматривает возможность работы по прямым договорам, а также рынок контрактов «на сутки вперед» и балансирующий рынок. Последний, как предполагается, позволит регулировать дисбаланс, возникающий при производстве электроэнергии. Будет создан еще и рынок дополнительных услуг по закупке маневренных мощностей.
Самые большие споры при принятии законопроекта вызвало создание Фонда урегулирования стоимостного дисбаланса, наполнение которого будет происходить исключительно за счет средств атомных и гидроэлектростанций. Атомщики, в частности, опасаются, что основной функцией этого фонда будет получение средств от энергогенерирующих компаний, которые принадлежат государству (АЭС, ГЭС и ГАЭС), и их использование для покрытия убытков тепловой генерации, находящейся преимущественно в частной собственности. Через фонд также будут проводиться расчеты за электроэнергию, проданную по «зеленым тарифам», возмещаться убытки гарантированных поставщиков от продажи потребителям электроэнергии, закупленной по рыночным ценам и проданной по регулируемым.
Можно предположить, что, принимая этот закон, государство пытается решить ряд неотложных проблем. Одна из главных — модернизация безнадежно устаревшей тепловой энергетики, выработавшей все свои ресурсы. Не менее важно поддержать молодую и еще «не оперившуюся» альтернативную энергетику. И третья важнейшая задача, которую не просто обнаружить в хитросплетениях, построенных авторами закона, — это попытка облегчить ношу государства, дотирующего стоимость электроэнергии для населения. Намерения, как всегда, хорошие. Но не заложены ли в этот закон, очень сложный для понимания простыми гражданами, подводные камни, способные привести к серьезным проблемам?
Ответ на этот вопрос «День» получил в комментарии старшего научного сотрудника Института проблем безопасности АЭС НАН Украины, вице-президента и исполнительного секретаря Украинского ядерного общества Сергея Барбашова: «На дальнейшей судьбе и развитии АЭС и атомной энергетики в целом, которая сегодня обеспечивает почти половину всей вырабатываемой в стране электроэнергии, этот закон скажется очень и очень отрицательно. Все деньги, заработанные атомными станциями, пойдут на покрытие разницы в тарифах, будут отобраны у атомных станций и снизят возможности заниматься ядерной безопасностью, продлением сроков работы объектов и строительством новых. Деньги пойдут в основном в тепловую и альтернативную энергетику, находящуюся в частных руках. Кроме того, существенно повысится тариф на электроэнергию, вырабатываемую на АЭС, что сделает их неконкурентоспособными на либерализованном украинском рынке. И единственное, что как-то успокаивает нас, атомщиков, это то, что данный закон будет полностью введен в действие с 2017 года. Еще есть некоторый запас времени. А в нынешнем виде мы рассматриваем этот закон главным образом в качестве прелюдии к приватизации атомной отрасли...»