Авиапредприниматели продолжают требовать «свободного неба» для Украины. На этой неделе представители авиарынка встретятся с министром инфраструктуры Андреем Пивоварским. Будут обсуждать спорные вопросы, возникшие на рынке из-за последних действий Госавиаслужбы. «Позиция министра инфраструктуры создала две рабочих группы (по этим вопросам. — Авт.). Он также сказал, что на будущей неделе мы встретимся в формате министр инфраструктуры — глава Госавиаслужбы — десять экспертов из авиакомпаний», — сообщил на прошлой неделе юрист, эксперт авиационного права Андрей Гук, который консультирует авиакомпанию «Атласджет-Україна».
Напомним, что авиакомпании-члены Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины вместе с Автомайданом в течение последнего месяца уже провели два митинга, пытаясь привлечь внимание власти к проблемам рынка.
Главным вопросом для обсуждения остается приказ главы Госавиаслужбы Украины №686 от 24.10.2014 «Об утверждении Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». Сейчас документ зарегистрирован в Министерстве юстиции, 13 ноября ему был присвоен номер. Фактически, это — нормативно-правовой акт. Он вступит в силу после официальной публикации.
Предприниматели убеждают: действующий приказ не только противоречит всем действующим нормам, но даже больше — не имеет юридической силы. «Сегодняшний конфликт — следствие невыполнения тех норм, которые уже в Украине имплементированы», — говорит Андрей Гук.
Юрист объясняет, что согласно существующей системе органов государственной власти, заниматься авиаперевозчиками могут два органа. Первый — это Мининфраструкутуры, второй — Государственная авиационная служба. «Частью 4 статьи 94 Воздушного Кодекса (ВК) предусмотрено, что Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий устанавливаются авиационными правилами Украины. Но принятие авиационных правил не входит в полномочия Госавиаслужбы (определены частью 5 статьи 11 ВК). Поэтому, это — именно общая нормативно-правовая регуляция, касающаяся прав всего рынка и политики государства по использованию всего авиапространства. И такое правило должно быть утверждено Мининфраструктуры», — говорит Андрей Гук.
Тем более, в Украине на сегодня уже есть действующий Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий (№245). Он был утвержден Приказом Министерства инфраструктуры Украины еще в апреле прошлого года. Этот приказ согласован Антимонопольным комитетом Украины, Госавиаслужбой, Госпредпринимательством. «Этот приказ не обжалован в суде, он не отменен, он действует. Более того, все судебные решения, которые мы получали, базировались именно на порядке № 245», — добавляет юрист.
В то же время, согласно пункту 3 приказа №686, приказ Мининфраструктуры №245 признается утратившим силу. «То есть, Госавислужба, деятельность которой направляется и координируется Мининфраструктуры, отменяет своим приказом приказы министерства. Это уникальное явление в правовой системе. Интересно также, что это прошло Антимонопольный комитет и Министерство юстиции», — объясняет Гук.
В Ассоциации авиапредприятия Украины соглашаются с уже существующими правилами (№245), хотя и они нуждаются в определенной доработке. «Что касается авиационных правил «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий», отраженных в приказе №245 от 23.04.2013 Министерства инфраструктуры, то, по нашему мнению, они соответствуют требованиям Воздушного кодекса, но нуждаются в последовательной доработке в вопросах участия авиационной общественности в принятии решений и энергической гармонизации и имплементации, которые отражены в Соглашении с ЕС «Об общем авиационном пространстве», — говорит председатель Ассоциации предприятий авиационной отрасли Николай МАРЧЕНКО.
Речь идет, во-первых, об изменении состава комиссии по формированию и реализации государственной политики по эксплуатации воздушных линий, в состав которой должны войти представители Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины. Во-вторых, решение относительно предоставления права на эксплуатацию воздушных линий не должно базироваться на выполнении авиакомпанией внутренних рейсов. «Внутренний рынок авиаперевозок не является рентабельным из-за особенностей географического положения Украины, отсутствия необходимой инфраструктуры аэропортов и низкой платежеспособности украинских пассажиров», — отмечает Марченко.
В-третьих, предлагается внести изменения в приказ с учетом требований соглашения «Об общем авиационном пространстве» с ЕС и привести действующие правила, регулирующие доступ к рынку субъектов коммерческого наземного обслуживания, в соответствие с действующими европейскими нормами.
Среди других требований Ассоциации предпринимателей авиационной отрасли — предоставить оценку деятельности руководителей, лоббировавших выход приказа № 686 Госавиаслужбы и нарушение требований Кодекса и Положения о Министерстве инфраструктуры Украины. К слову, компания «Атласджет» уже подала иск против Госавиаслужбы. «Первое заседание уже состоялось. Следующее будет 20 января», — отмечает Андрей Гук. Подать свой иск планирует и «ЮТейр-Україна».
Кроме того, партия «Демократичний альянс» уже обратилась в правоохранительные органы с просьбой расследовать деятельность главы Государственной авиационной службы Украины Дениса Антонюка. Как сообщил лидер партии Василий Гацько, соответствующее обращение, в частности, о возможности устранения от работы главы Госавиаслужбы, было направлено премьер-министру Украины Арсению Яценюку.
«Сегодня для нас — это момент истины, — говорит адвокат компании «Атласджет» Владимир Воробьев. — Если мы сейчас сдадим свою позицию, предпримем шаг назад, то никакого развития в нашей отрасли и условий честной конкуренции — в ближайшее время не будет. И это будет касаться не только авиаотрасли, но и других секторов экономики и государства в целом. Поэтому мы будем идти до конца. У нас нет другого выхода».