Национальный совет реформ при Президенте принял комплексную программу развития финансового сектора до 2020 года. Об этом после заседания сообщил заместитель главы Национального банка Владислав Рашкован. По его словам, речь идет о реформировании всех сегментов финансового рынка — банковского сектора, сектора небанковских финучреждений, фондового рынка, рынка капитала. Что касается набора реформ, то презентованный документ составлен в лучших чиновнических традициях — рамочный и «сухой».
По словам Рашкована, реформирование коснется финансовых регуляторов (путем укрепления их институциональной способности и создания оптимальных условий для эффективного надзора), а также участников финансовых рынков различных форм собственности (путем очищения от проблемных учреждений, восстановления доверия к остальным участникам рынка, а также обеспечения равноправных, прозрачных и конкурентных рыночных условий).
В общем же программа разбита на два этапа. На первом (должен завершиться в 2016 году) предусматривается завершение процесса очищения финансового сектора, выведение с рынка недобросовестных игроков, создание сбалансированных и прозрачных рыночных правил игры. На втором этапе (до 2019 года) планируется создание условий для долгосрочного устойчивого развития финсектора. Второй этап предусматривает, в частности, приближение регулятивных стандартов к европейским нормам и повышение институциональной способности регуляторов.
В ходе внедрения изменений НБУ рассчитывает завершить переход к режиму инфляционного таргетирования. При этом задачей денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе будет снижение темпов инфляции до 5% (плюс-минус 1%) в год. Общим же результатом программы должны стать также увеличение золотовалютных резервов до, как минимум, 38,7 миллиардов долларов, снижение уровня долларизации экономики с нынешних 50% до 40%, снижение показателя наличных расчетов в экономике с 18% до 12%.
Поможет ли программа вернуть доверие и деньги населения, предприятий и иностранных инвесторов в банковский сектор? Об этом «День» спросил участников рынка.
КОММЕНТАРИИ
Анатолий ГУЛЕЙ, председатель правления «Украинской межбанковской валютной биржи»:
— Это плохая программа, потому что она не дает анализа ситуации, в которой работает банковский сектор. Мало того, уже год ее пишут разные институты и никаким образом не дают сделать шаг вперед. Как по мне, это намерения и декларации. НБУ не доработал эту программу очень сильно и пытается снять с себя ответственность. Конечно, лучше, когда она есть, чем нет. Но принимать ее в лютом виде лишь только для того, чтобы чиновник поставил галочку о выполнении, не эффективно. Поэтому хотелось бы, чтобы программу доработали.
Это маленький шаг вперед, но еще не есть движение к реформам. Я слышу декларации, но реального механизма изменений нет. Почему? Потому что авторы, наверное, не рассчитывают внедрять написанное. Это повторение модели действий НБУ в прошлом году. Разве регулятор планировал убрать с рынка 48 банков? Нет. Он действовал по ситуации. Так и здесь.
Назвать план реальным тяжело еще и потому, что доверие к банковской системе очень низкое — только 5% населения доверяет банкам! А в основе реформ должно быть как раз доверие. Все во власти говорят, что борются за его возврат, но механизмов нет. А они очень простые: Нацбанку нужно снять административное регулирование валютных операций на рынке. 3 июня соответствующее постановление НБУ должно быть пересмотрено. Если его не отменят, то о возврате доверия говорить нельзя. Позитивные изменения в секторе есть: за последние 1,5 года появился институт кураторов. Наконец-то начали думать, как остановить отток депозитов, а не просто давать сухую статистику по остаткам. Нацбанку, Президенту и Кабмину надо понять — единственный инвестор, способный спасти экономику Украины, — это население! Если в ближайшее время деньги вкладчиков не вернуть в систему, то следующие два года кредитования экономики не будет. Поэтому нужно снимать все административные ограничения, чтобы люди не боялись нести деньги в банки.
Роман ШПЕК, председатель Независимой ассоциации украинских банков, бывший министр экономики:
— Действительно, реформа финансового сектора важна. Многие говорят, что это — кровь экономики. И для возобновления ее движения нужно возобновить экономический рост. Исходя из этого, прогнозы развития сектора должны быть. Но главное — не планы, а их реализация на практике.
Озвученные задания на каждом из двух этапов программы — прагматические и реальные. Но все упирается в наличие политической воли. Если посмотреть на взаимодействие коалиции с правительством, качество поданных в Раду законопроектов, темпы их прохождения, то напрашивается вывод, что ход реформ не удовлетворителен.
Но у нас нет другого выхода: надо как можно быстрее менять систему, ведь нельзя бесконечно одалживать деньги для покрытия бюджетного дефицита. Проведение реформ — это не вопрос повышения рейтингов, это базис для выживания страны. И финансовый сектор — основа этого базиса. Пока я не вижу, чтобы кто-то серьезно хотел заниматься укреплением экономической основы страны. Большинство политиков играет на среднесрочную перспективу, поэтому ожидать долгосрочного развития банковского сектора не стоит.
А что НБУ? Он продолжает выводить плохие банки, потому что без этого начинать реформу нельзя. На мой взгляд, среди банков первой и второй группы в течение несколько месяцев этот процесс закончится, и тогда будет дан полный страт реформе. Но важно, чтобы к этому времени у власти появилась не только консолидированная позиция, что и как менять, но и четкое понимание, что это будут реальные действие, а не еще один план в запас.