Эксперты сходятся во мнении, что до мая моторное топливо в нашей стране будет и дальше дорожать, повторяя мировой тренд (до 125 долл. за баррель), подхлестываемый спекулятивными тенденциями в движении капитала. Тем не менее, главным, что определяет сегодня цены на мировом рынке, является информационно-психологический фактор.
Так считает заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Вместе с тем, говоря о цене бензина в Украине, он отметил роль экспертно-аналитической группы при Минэнергоуглепроме, которая публикует так называемые рекомендованные цены, или, иначе, «ценовой коридор». В них, по мнению эксперта, 62% составляют спекулятивные котировки с мирового рынка, немного меньше трети приходится на налоги. Остальное — грязная маржа, определения которой, по словам эксперта, никто не знает, кроме самих творцов этой формулы. При этом Рябцев, показывая на соответствующую диаграмму, говорит: «Вы видите, чем выше цены на бензин, тем больше получает бюджет». Добавим к этому скупую строку сообщения Государственного казначейства: доходы госбюджета Украины в первом квартале этого года выросли против прошлого года на 28,4%, то есть почти на треть. Как объясняет Рябцев, «государство искусственно импортировало иностранную, мировую инфляцию».
Он напоминает, что Украина уже имела в 2004 году печальный опыт такого регулирования, получивший название бензинового кризиса. Тогда, вследствие неэффективной политики государства, цены на нефтепродукты выросли на 43%, и их так и не удалось вернуть на прежний уровень. «Сейчас ситуация такая же, а, возможно, и хуже, — говорит Рябцев и объясняет: — Потому что правительство до сих пор занимается сдерживанием цен». В результате, по словам эксперта, ценовая пружина распрямляется, и цены «подскакивают» на величину, существенно большую, чем до того. Причем рекомендации о границах ценового коридора, выданные экспертно-аналитической группой, подталкивают рынок к росту, уверен Рябцев. Что еще делает правительство? Оно пытается запугать трейдеров расследованиями, привлекая для этого Антимонопольный комитет, который штрафует «нарушителей». Но диаграммы убедительно показывают, что после мартовского решения экспортно-аналитической группы цены на рынке выросли на те же 10 копеек, что и в результате «сговора» проштрафившихся трейдеров... Стоит ли заниматься поиском различий, когда речь идет о том, что цены так или иначе и дальше будут расти! По словам Рябцева, потенциал их роста на сегодня по 95-му бензину составляет 7 копеек, по дизельному топливу — примерно 27 копеек. А у 92-го есть даже потенциал для удешевления, но, прогнозирует эксперт, этим никто не будет заниматься. А если бы правительство не сдерживало цены, то сегодня можно было бы увидеть объективную цену отечественного 95-го 9,8 гривни, а евро 95-го — где-то 10,3—10,4 гривни. По-видимому, как только пружина распрямится, цена на украинском рынке выйдет за эти пределы.
Генеральный директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн напоминает, что еще в прошлом году Минэнергоуглепром считал приемлемой цену отечественного бензина — 10,1 грн. и евро 95-го — 10,3 гривни за литр. По его мнению, нынешнее повышение цен во многом вызвано ручным регулированием и повышением ставок акциза на бензин и дизтопливо. В результате маржа АЗС снизилась до 1% при нормальном значении 5—7%. И это — тоже пружина. Но эксперт призывает прекратить поиск виновных и называет «ошибкой профильного министерства» привычный курс на карательные меры, в результате чего население сегодня убеждено, что на повышении цен наживаются трейдеры.
Ручное регулирование рынка нефтепродуктов ведет к его деструкции, считает президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. «Даже Минюст сказал, что никакого ценового коридора на самом деле быть не может, — говорит он. — Потому что по действующему законодательству предприниматель устанавливает цену на свою продукцию. Установил большую — никто не купит. Установил меньшую — его проблема, получит меньше прибыли». Косянчук имеет несколько версий того, почему формула, устанавливаемая экспертно-аналитической группой, как правило, не соответствует экономическим условиям. Согласно одной из них, это делается для сознательной дискредитации того же правительства. Вторая возможная причина — некомпетентность. А третья — коррупционная составляющая, вынуждающая рынок к таким действиям. Но хуже всего, по мнению президента трейдеров, — то, что в заниженный коридор запускают Антимонопольный комитет и используют в качестве бейсбольной биты. Косянчук высмеивает саму формулировку «Антимонопольный комитет оштрафовал трейдеров за нарушение ценового коридора». «Коридор вне закона — значит, и никакого превышения не могло быть». На самом деле, считает эксперт, АМК «оштрафовал компании по подозрению в картельном сговоре». И первый заместитель главы АМК Юрий Кравченко этот вывод не стал оспаривать...
КСТАТИ
Правительство Украины предлагает вернуться к более низким ставкам акцизов на нефтепродукты, которые действовали в стране до 1 января 2011 года. «Мы выйдем с предложением уменьшить акциз на нефтепродукты где-то на 50 долл. на одной тонне с тем, чтобы в этот период времени цену на нефтепродукты удержать в определенном коридоре», — сказал премьер-министр Николай Азаров на собрании строителей Украины в Киеве во вторник. При этом он также отметил, что правительство, возможно, сделает определенные льготы для некоторых категорий потребителей. «Скорее всего, мы пойдем на специальные цены для автоперевозчиков: сейчас правительство разрабатывает комплексные меры, которые позволили бы в этой сложной ситуации стабилизировать цены», — сообщил Н. Азаров и уточнил, что Кабинет Министров рассмотрит эти меры на ближайшем заседании в среду.
Как сообщалось, Минэнергоугля для стабилизации цен на нефтепродукты в конце марта предложило вернуться к старым ставкам акцизного сбора, которые действовали в Украине до 1 января 2011 года, в частности, снизить акциз на бензин на 27,5% — с EUR182/тонна до EUR132/тонна. Министерство считает необходимым существенно снизить акцизный сбор также на дизельное топливо. Акциз на дизтопливо с содержанием серы более 0,035% Минэнергоугля предлагает уменьшить с EUR90/тонна до EUR65/тонна; с содержанием серы 0,005% — до 0,035% с EUR62/тонна до EUR45/тонна; с содержанием серы не более 0,005% — с EUR42/тонна до EUR30/тонна.