Лет через восемь лизинг выйдет на этап мощного динамичного роста и начнет играть решающую роль в обновлении основных фондов Украины. Правда, большое будущее этому виду бизнеса в Украине пророчат еще с 1997 года, сразу после принятия парламентом соответствующего закона. Но корабль под таким названием все еще не вышел из гавани. Очередной раунд его пиара провел недавно глава Государственной комиссии регулирования рынков финансовых услуг Виктор Суслов.
Через три-пять лет, по его уверениям, появится возможность не просто прогнозировать, но и воплощать идеи. Предполагается, что за эти годы возрастет значение Украины, как страны, лежащей на пересечении многих торговых путей между Европой и Азией. Будут построены новые автобаны, транспортные коридоры. А развитие транзита неминуемо повлечет за собой потребность в дополнительных объемах транспортных средств. При этом возникнет также дополнительный спрос на техническое обновление в сельском хозяйстве. Остается только удостовериться, что к этому времени удастся данную сферу отрегулировать и привести в соответствие международным стандартам.
В Госфинуслуг рассчитывают, что уже в этом году Украина сможет присоединиться к конвенциям о финансовом лизинге и международном факторинге, которые в свою очередь дадут импульс дальнейшему развитию национального законодательства. Сегодня оно страдает от несоответствия норм Гражданского и Хозяйственного кодексов, законов о финансовом лизинге и налогообложении. По словам Суслова, основные проблемы развития лизинга лежат именно в сфере неправильного и чрезмерного налогообложения. Этот вопрос достаточно долго инспектировался правительством и Министерством экономики, но метаморфоз пока никто не заметил. А тем временем специалисты пришли к выводу, что хотя бы косвенно уменьшить налогообложение мог бы механизм ускоренной амортизации.
По словам президента холдинговой компании «Райз» Алексея Павленко, и ее применить не просто. «Если вы завозите сельхозтехнику «Джон Дир» (например, комбайн), то, во-первых, должны сделать предоплату на расчеты — 15—20%. Затем при ввозе оплатить 20% НДС, плюс таможенный сбор, и в первый же год погасить 50% стоимости техники», — жалуется бизнесмен.
Получается, что государство, хотя и не создает преград для этой сферы, но и прямо лизинг не поддерживает. Потому уровень развития лизинга оценивается специалистами в 10% потенциальных возможностей. Это и не мудрено, особенно если учесть, что единственным источником финансирования лизинговых компаний остается банковский кредит без всяких льгот и компенсации процентов. Правда, компания «Гермес» и американский Эксимбанк разработали очень удачные схемы финансирования лизинговых компаний. Использование этих схем позволяет несколько сократить потребность в кредитовании, рассказывает Павленко.
Фактическая беспризорность лизинга угнетает многих руководителей. Хотя надзор за ними все же ведется. И тут надо отдать должное Госфинуслуг. Комиссия весьма корректно предлагает лизинговым компаниям стать на учет. Эта добровольная процедура регистрации, после внесения некоторых изменений в законодательство, должна стать обязательной. А к тем, кто продолжит ее игнорировать, будут применяться санкции (штрафы, ограничения на деятельность). Понятно, без регистрации и отчетности комиссия не сможет анализировать состояние сектора и соответственно его регулировать. Но Суслов уверен, что этот сектор не нуждается в жестком надзоре и регулировании, потому что здесь не используются средства населения. Потому комиссия могла бы многие функции (например, по сбору информации и ее обработке) передать саморегулирующей организации, которая объединила бы предприятия, предоставляющие услуги по финансовому лизингу. «Это могла бы быть и действующая в Украине ассоциация лизинговых компаний или любая другая», — миролюбиво говорит Суслов. Главное, что сегодня комиссия готова решить вопрос о саморегулировании этого сектора, развитие которого будет способствовать подъему украинского сельского хозяйства, промышленности и даже страхования.