Украинское правительство не перестает надеяться договориться с Москвой о снижении цены на газ. На днях премьер-министр Украины Николай Азаров поручил первому вице-премьер-министру Андрею Клюеву продолжить диалог по этому вопросу, ведь предыдущие переговоры с российской стороной конкретных результатов не дали. В свою очередь, в конце прошлой недели после встречи с первым заместителем главы правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым в Киеве Андрей Клюев заявил, что цены на газ будут «приемлемыми» для обеих стран. О том, что считать «приемлемой» ценой для Украины и как будет развиваться ситуация в газовых переговорах, «День» спросил директора энергетических программ центра «Номос» Михаила ГОНЧАРА.
— Отправляясь на переговоры в Москву, украинская сторона надеялась на снижение цены на газ. А получила только согласие начать переговоры об изменении условий газового контракта. Как вы считаете, о чем свидетельствуют такие результаты газового визита?
— Итоги газового визита свидетельствуют о пренебрежительном отношении российской стороны к новому украинскому правительству и о попытке вывести из равновесия это правительство. Вспомните хотя бы, как во время визита украинскому премьер-министру Николаю Азарову пришлось ждать в очереди на прием к его коллеге Владимиру Путину после российских губернаторов. Субординировав таким образом украинского коллегу, Путин предложил Украине вступить в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. Тогда, мол, вопрос об удешевлении газа будет рассмотрен. На мой взгляд, газовые переговоры стали «холодным душем» для украинской стороны, ведь правительственные чиновники ехали с определенной иллюзией того, что их пророссийскость станет автоматической гарантией уступок со стороны Москвы. Но этого не произошло. Россия четко продемонстрировала, что дружба дружбой, но деньги — врозь.
— Почему Россия не пошла навстречу Украине?
— Уступки в газовом вопросе для Украины — это автоматически дыра в корпоративном бюджете «Газпрома». А что получает Россия в обмен на удешевление газа? Пустые политические обещания? Дешевый российский газ — это не та цена, которую Россия хочет заплатить за политические обещания нового старого руководства Украины. В России уже не верят политическим обещаниям украинских лидеров, какого бы цвета они ни были, а ждут конкретных юридически зафиксированных уступок с украинской стороны в важных для России вопросах. И, возможно, после этого российское правительство будет склонно рассмотреть вопрос о снижении цены на газ. Мне кажется, Россия будет ждать максимума предложений, которые может оптом обменять на символическую скидку в цене на газ. Акцию дешевого российского газа будут пытаться выменять на пакет украинских национальных интересов. И тогда этот дешевый газ может оказаться на самом деле очень дорогим для Украины.
— Какие реальные «козыри» имеет в своем рукаве Украина в газовом диалоге с Россией?
— Не хочется признавать, но у Украины нет весомых газовых козырей, которые есть у европейских стран. Почему Россия согласилась на снижение цены на газ в долгосрочных контрактах для Германии, Италии и других? Потому что эти страны в случае отказа «Газпрома» просто увеличат закупки газа в Северной Африке или в Норвегии. И это их козырь в разговоре с российским монополистом. В случае же с Украиной «Газпром» прекрасно понимает, что за 18 лет нам не удалось реализовать ни одного масштабного диверсификационного проекта, который бы улучшил энергетическую независимость страны. Сейчас говорят, что Украина имеет возможность построить терминал для принятия сжиженного природного газа с моря. Но это может стать аргументом только через три—пять лет: сначала следует построить терминал, договориться о закупках газа...
— Какая роль среди аргументов принадлежит украинской газотранспортной системе (ГТС) и созданию газотранспортного консорциума?
— Аргумент газотранспортной системы уже прозвучал, и мы все слышали реакцию России. Тем не менее, чтобы сейчас ни говорилось с российской стороны, но украинские магистральные газопроводы и система ПСГ (то есть все то, что принадлежит ГК «Укртрансгаз») нужны «Газпрому», и он очень хочет стать их владельцем. Но Россия почувствовала, что за снижение цены на газ можно получить не только ГТС. Вопрос же газотранспортного консорциума при участии России остается актуальным в переговорном процессе. Но давайте посмотрим, что получит от этого Украина. Консорциум должен был бы выполнять абсолютно четкие задачи — развитие ГТС, ее модернизация, увеличение объемов транзита. Но не факт, что именно так и будет, ведь Украина уже имеет плачевный опыт с российской стороной относительно реверсного использования нефтепровода «Одесса — Броды». Напомню, в свое время Россия обещала, что как только Украина согласится на реверс нефтепровода, то получит дополнительно 9 миллионов тонн транзита российской нефти в год. Но при подписании соответствующего договора перед цифрой 9 миллионов тонн появилось коротенькое слово «до». Сегодня же Украина пожинает плоды этого договора — отечественная нефтетранспортная система потеряла четвертую часть объемов транзита. Поэтому, на мой взгляд, Украине не стоит «клевать» на предложения России. Если и идти на компромисс, то нужно начинать с отработки транзитных гарантий в газовом консорциуме.
— Эксперты предполагают, что гарантией дешевого российского газа может стать допуск «Газпрома» на внутренний рынок Украины. В таком случае наша страна больше выигрывает или проигрывает?
— Вариант с допуском «Газпрома» на внутренний рынок еще хуже создания газотранспортного консорциума. Если «Газпром» допустят на внутренний рынок, то через два-три года украинская промышленность станет российской (как государственная, так и частная). Украинские компании перейдут под контроль российских финансово-промышленных групп посредством манипулирования ценами на газ: сначала цена прямых поставок может быть уменьшена — и все попадутся на удочку. А дальше будет ультиматум: либо контрольный пакет акций российским предпринимателям, либо же дорогой газ, при котором продукция предприятия станет неконкурентной.
— Спрогнозируйте дальнейшее развитие газового диалога Украины с Россией.
— Диалог будет носить вялотекущий характер и оживляться во время официальных встреч на высоком уровне. Например, в мае планируется встреча украинского и российского президентов. Во время переговоров российская сторона будет считать аппетиты украинской крайне заоблачными, зато свои — очень скромными. Параллельно отдельные представители сторон (на уровне кланово-корпоративных интересов) закулисно, без лишней огласки продолжат ведение переговоров относительно создания новой схемы торговли российским газом в Украине и частично и на территории ЕС, где «Газпром» будет играть хоть и не вторую, но уже и не первую роль. На фоне ослабления позиций «Газпрома» в России в его нишу пытаются войти конкуренты, имеющие мощный административный ресурс и налаженную систему непрозрачного бизнеса в Европе. Но реальные контуры эта новая схема может приобрести скорее со следующего года. Не исключено, что такие традиционно нефтяные субъекты хозяйственной деятельности, как Gunvor, «Роснефть» заявят о себе на газовом рынке вместе с «НоваТеком» под эгидой вице-премьера Игоря Сечина.
— На сколько долларов «Газпром» может снизить цену для Украины?
— Скорее всего, снижение может быть символическим (ведь «Газпром» в стесненном финансовом положении) — на один доллар на тысячу метров кубических. На самом же деле «Газпром» не хочет снижать цену ввиду своего материального положения. Зато создается впечатление, что украинская сторона готова отдать все подряд, чтобы получить дешевый газ для предприятий. Однако это не отвечает национальным интересам Украины. Добиться дешевого российского газа — это неверно сформулированная задача. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И правительство ее себе может устроить... Если мы подходим к переговорному процессу с позиции просителя, то автоматически ставим себя в уязвимую ситуацию. Почему нельзя заявить другую позицию? Мы можем и должны делать акцент на том, что, если мы равноправные партнеры (что подчеркивает Россия), то давайте приведем ценовую политику на газ в соответствие с европейскими реалиями, где, как известно, цены на российское голубое топливо ниже.
— Правительственные чиновники и эксперты много сказали о негативном влиянии значительного дефицита НАК «Нафтогаз України» на положение этой компании. Тем не менее, новая власть не спешит повышать тарифы на газ. Удастся ли в таком случае избежать значительной дыры в бюджете НАКа на 2010 год? О какой сумме может идти речь?
— Дефицита НАКа не избежать. О конкретных цифрах не готов говорить, потому что если во втором полугодии 2010 года удастся повысить цены на газ внутренней добычи, то дефицит НАК «Нафтогаз України» удастся смягчить. Я считаю, что цены на газ внутренней добычи должны быть выше. Не может быть две цены на голубое топливо (на импортный газ и на газ украинского добывания), ведь мы таким образом теряем своих добытчиков. Так уж сложилось, что Украина считает целесообразным платить за газ иностранному монополисту-поставщику, который к тому же диктует свои условия, в три-четыре раза больше, чем своему внутреннему добытчику. Если бы хоть часть этих средств направлялась на развитие внутренней добычи, то Украина увеличила бы свою собственную добычу и, соответственно, газовую независимость.