Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без химии, ГМО и... государственной поддержки

Часть органических продуктов на отечественном рынке пока составляет лишь 0,1 процента
2 декабря, 1996 - 19:56
ПОКА ЧТО НАШИ РЕСТОРАНЫ, КАК И БОЛЬШИНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ВЫНУЖДЕНЫ ПОКУПАТЬ ИМПОРТНУЮ «ОРГАНИКУ». В УКРАИНЕ ЕЕ ВЫРАЩИВАЮТ ЛИШЬ ОКОЛО 100 ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ... / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В конце прошлой недели аграрии отпраздновали День работника сельского хозяйства. Главным «виновникам» аграрных рекордов пришлось 25 ноября услышать от первых лиц государства поздравления, обещания о финансовой помощи и еще много «сладких» вещей. И, собственно, присутствие высоких гостей засвидетельствовало, так сказать, соответствующую степень благодарности. А на собрании, посвященном развитию отечественного органического хозяйства (от эффективности его внедрения зависит успешное продвижение наших фермеров на мировых товарных рынках) от власти присутствовал всего один представитель... Тем не менее, аграрии, которые отказались в своей работе от использования химии, ГМО и тому подобное, не обращают внимания на такой «высокий» уровень интереса власти к состоянию отрасли и самостоятельно решают проблемы производства в стране экологически чистых продуктов.

Мировой рынок органических товаров — «органики» — растет безумными темпами, прибавляя к своим объемам ежегодно по 5%. В 2007 году объем мировой «органики» в денежном измерении составлял 46 миллиардов долларов. Основные ее потребители — страны-члены ЕС (около 54% всех продуктов), а лидеры производства — США, Аргентина, Канада, Польша, Испания, Португалия, Германия и Греция.

В целом, органическим производством в мире занимается 141 страна на 32 миллионах гектаров земли. В Украине же «органику» выращивают более 100 фермерских хозяйств на 250 тысячах гектаров земли, говорит председатель правления Федерации «органического» движения Украины Евгений Милованов.

«Отечественный рынок органических продуктов находится на начальной стадии. И то, что представлено на нашем рынке, в большинстве случаев — импортная продукция. В течение последних двух лет начали появляться украинские продукты. Но сегодня это еще очень ограниченная часть (в лучшем случае 0,1% от всего рынка)», — рассказывает «Дню» исполнительный директор Федерации «органического» движения Украины Андрей Коняшин.

Но, невзирая на малые объемы рынка, популярность экологически чистых продуктов медленно, но уверенно растет. В этом году в октябре во Львове даже провели ярмарку органических продуктов. В дальнейшем подобные мероприятия планируют осуществлять в других больших городах Украины.

«Так сложилось, что за последние 15 лет в Украине мало использовали минеральные удобрения и пестициды. И это способствует тому, что сейчас у фермеров много земель, которые можно использовать для органического производства», — рассказывает «Дню» о перспективах органики председатель Ассоциации производителей органической продукции БиоЛан Украина Василий Пиндус. По его словам, больше всего фермеры выращивают «чистое» зерно (особенно на востоке страны), на юге — овощи, фрукты, виноград, в центре и на севере — молочное и мясное сырье, в западном регионе — дикорастущие ягоды, выкачивают мед.

Председатель группы компаний «ЭтноПродукт» Олег Жуковский, который внедряет в своем производстве органические стандарты при выращивании зерна и животных, рассказал «Дню» о «тернистом пути» отказа от химии и ГМО. Он уже работает несколько лет, но уровня австралийских или европейских фермеров еще не достиг. «Я начал с обработки перелогов — полуцелинных земель — там, где росли сорняки, тонкие березы и сосны. Десять лет эти земли не обрабатывались. Пришлось все это выкорчевывать и приводить грунт в порядок. Средства вкладывались огромные», — говорит Жуковский.

Сегодня его предприятия выращивают полуорганическое сырье, но с 2010 года фермер рассчитывает получить сертификат, который засвидетельствует высокий уровень экологической безопасности сырья.

Чтобы начать производство настоящей «органики», необходимо три года не использовать химические яды, пестициды, синтетические удобрения, стимуляторы роста и генетически модифицированные технологии на земле, где выращивают «чистое» зерно (для животноводства переходный период больший). Только после трех лет продукция получает статус органической, а сам фермер — сертификат, который свидетельствует о производстве его продукции по органическим методам.

Статус экологической чистоты — это результат тщательных проверок сертификационной компании, которая контролирует соблюдение экологических требований (по международным стандартам) на всех участках производства, начиная с момента, когда фермер покупает семена, засевает, проводит различные агротехнические операции, собирает, перерабатывает и продает. «Поэтому потребитель может быть уверен, что этот продукт не содержит генетически модифицированных организмов и является качественным», — объясняет Коняшин. После получения сертификата фермерское хозяйство проходит инспекцию дважды в год. То есть инспектора проверяют соблюдение всех требований органических стандартов постоянно.

В первые два-три года «чистое» производство приносит на 20—30% меньше урожаев, но при разумном подходе фермер может уменьшить свои потери, или даже свести их к нолю в будущем, — говорят эксперты. Так, вместо азотных удобрений синтетического происхождения можно сеять бобовые культуры, которые насыщают грунт азотом. Таким образом, без химии удается достичь прежних урожаев. Однако в такой технологии есть один недостаток — стоимость экологически чистой продукции на 20—30% больше остальной. Но здесь уже каждый покупатель должен решить сам для себя, готов ли он переплачивать за свое здоровье.

— Производство не дешевое, но перспективное, — говорит председатель группы «ЭтноПродукт». — Внутренний рынок «органики» практически пуст. И в частности, рынок Киева за полчаса проглотит то, что изготовит сегодня украинский фермер, — конкретизирует он.

Однако на пути «чистой» продукции к желудкам украинских потребителей существует еще одна преграда. В стране производится органическое сырье, но собственно его переработка и производство из него конечного продукта, например, колбасы, отсутствует. «Мы инвестируем деньги в выращивание экологически чистого зерна, животных, которые потом везут на обычное химическое предприятие или на обычную бойню, где это экологически чистое мясо перемешивается с генетически модифицированной соей, и делают из этого колбасу, которая поступает в магазин», — говорит Жуковский. Поэтому покупатель не ощущает настоящего вкуса и эффекта от таких продуктов. К тому же, в стране не развита система по продаже экологически чистых продуктов. Только в некоторых украинских супермаркетах можно найти единичные примеры «чистого» чуда природы. Вот и получается, что выращенное в Украине экологически чистое сырье продается за границу.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ