Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безопасность ГТС – под контролем

Украина остается надежным и бесперебойным транзитером газа
23 сентября, 2020 - 09:31

Инцидент с разгерметизацией магистрального газопровода «Киев — Западная Украина-1» вблизи населенного пункта Чабаны, что неподалеку от столицы, в ночь с 14 на 15 сентября наделал немало шума. Местные жители действительно  слышали громкий гул утечки газа.

Но еще больше этот случай «нашумел» в медиа. Как украинских, так и российских. Немало СМИ распространяли слухи о «взрыве», путали названия трубопроводов и даже засомневались в безопасности отечественной ГТС.

В частности ряд медиа сообщили о вроде бы взрыве на транзитном трубопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород», который даже не проходит через Киевскую область.

В «Операторе ГТС Украины» успокаивают: во-первых, случился не взрыв, а разгерметизация. Как только диспетчеры получили сигнал о падении давления, участок газопровода, на котором случилась авария, отключили, а утечку локализовали.

После этого организовали соответствующие переключения потоков газа на другие газопроводы, потому транспортировку газа потребителям даже не прекращали.

Обошлось без жертв и потерпевших. Досталось лишь самой трубе, часть которой от давления в системе буквально «вывернуло» наружу.

Уже почти через двое суток последствия разгерметизации ликвидировали. Ремонтные бригады смонтировали 38 метров нового трубопровода и проверили сварные стыки. В настоящее время газопровод готов к возобновлению работы.

По предварительным выводам, к разгерметизации трубы привел строительный брак. То есть при прокладке газопровода в 1970 году недостаточно качественно заварили стык трубы.

«Сам металл трубы — в идеальном состоянии. На него время никак не повлияло. Но случается брак кольцевых сварных стыков. Это и называется строительный брак. Во времена СССР так, к сожалению, строили», — констатирует и.о. главного инженера «Оператора ГТС Украины» Иван Самченко.

Во-вторых, газопровод «Киев — Западная Украина-1» — не транзитный. Его используют для транспортировки газа от газодобывающих предприятий в восточных областях в подземные газохранилища на западе Украины.

Поэтому на транзит газа в страны ЕС ситуация никоим образом не повлияла, отмечают в «Операторе ГТС».

И все же инцидент с разгерметизацией газопровода «Киев — Западная Украина — 1» около Чабанов российские медиа с радостью распространили по всему миру как «взрыв на транзитном трубопроводе «Уренгой — Помары — Ужгород». А это — удар по имиджу Украины как надежного транзитера газа в Европу.

Так же ему вредят и разговоры о вроде бы высокой аварийности всей системы. Подобные тезисы регулярно повторяют российская пропаганда, а также пророссийские медиа в Украине.

«Истории о вроде бы аварийной ГТС Украины — это или чьи-то абсолютно ошибочные фантазии, или сознательная дезинформация. Такую, как правило, распространяют в интересах России, которой выгодно изобразить Украину как ненадежного транзитера со старой, аварийной трубой. Таким образом, в Кремле стремятся оправдать строительство обходных трубопроводов, в частности и «Северного потока-2»», — уверен генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон.

В компании отмечают: отечественная труба — исправная и безопасная, а Украина — надежный и бесперебойный транзитер газа. И статистика это подтверждает.

За последние 20 лет удельная частота аварий не превышала 0,05 случаев/тысяча километров. Для сравнения: в России этот показатель вчетверо хуже — на уровне 0,22 случаев/тысячу километров. То есть на российских газопроводах аварии случаются в четыре раза чаще.

За состоянием отечественных трубопроводов (их общая протяжность — 33 тыс. км) тщательным образом и регулярно следят. Ежегодно обследуют около 5 тыс. км труб.

То есть в среднем каждый километр трубопровода проходиь обследование раз на 7 лет, объясняет Иван Самченко.

По его словам, еще дополнительно до 9 тыс. км газопроводов в год проверяют на наличие микроутечек — специальными сверхчувствительными газоанализаторами. В итоге на каждые 9   тыс. км специалисты находят несколько десятков мест микроутечек газа в год. «Это очень хороший показатель», — объясняют в компании.

Сейчас в экспериментальном режиме трубопроводы обследуют еще и с помощью дронов со специальным лазерным газоанализатором.

Если газовщики нашли утечку, то обязаны его локализовать и ликвидировать.

«По результатам обследований, проведенных разными методами, мы определяем участки, которые подлежат ремонту, регулярно ремонтируем или же заменяем. Это очень дорого, но необходимо, — констатирует Иван Самченко. — Ремонтируем около 120—130  км трубопроводов ежегодно. Всего на ремонты, диагностику и техническое обслуживание ГТС в этом году запланировано свыше 6 млрд грн. То есть, мы тратим на безопасность ГТС очень значительные средства. Надежность и безопасность эксплуатации трубопроводов       — это наш основной приоритет».

Поэтому никаких катастроф для Чабанов, Киева или других населенных пунктов отечественные трубопроводы не несут, успокаивают в компании. Объясняют: разгерметизация трубопровода вблизи Чабанов согласно классификации (в соответствии с установленными нормативами) сейчас даже не отнесена к аварии.

«Данная разгерметизация не подпадает под категорию аварий. Это — выход из строя участка газопровода, который предприятие ликвидировало и расследует собственными силами. Взрыва не было, не было перебоев газоснабжения, а следовательно, и не нарушены нормальные условия жизнедеятельности населения», — отмечает Иван Самченко.

Впрочем, низкая аварийность украинской ГТС вовсе не значит, что возле магистральных газопроводов можно строить дома. Вокруг трубопроводов действуют специальные охранительные зоны: в зависимости от диаметра трубы они варьируются от 100 до 350 метров в каждую сторону. То есть, в зоне 200-700 метров запрещено что-нибудь строить.

Когда в прошлом веке эти трубопроводы строили, вокруг были поля. Но в настоящее время цивилизация кое-где подошла впритык к ГТС. И «Оператор ГТС» вынужден бороться с нарушителями, которые строят в охранительной зоне самострои, а также с застройщиками, которые пытаются «подвинуть» охранительные зоны ближе к трубе ради строительства новых жилищных комплексов.

Поэтому, чтобы возможные инциденты на ГТС не повлекли паники, а тем более жертв среди местных жителей в будущем, специалисты советуют помнить и соблюдать пределы охранительных зон. А ответственность за их нарушение рекомендуют усилить.

Алексей САВИЦКИЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ