Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безвестность!

Чиновники отчитываются о чемпионстве отдельных областей в продаже земельных долей (паев) и ждут времени, когда можно будет приобрести до 10 тыс. га земли
12 октября, 2021 - 18:31
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Результатом открытия рынка земли без сценариев развития событий и отсутствия законодательной поддержки наиболее приемлемого с точки зрения эколого-экономического и социального критериев будет глобальная неопределенность для Украины.

По прогнозам до 2050 года в странах, где будет проживать более 70% населения мира, землеобеспеченность будет составлять 0,03-0,06 га пашни (при достаточной норме для продовольственного обеспечения без его импорта необходимо 0,15-0,2 га пашни), что более чем в 10-20 раз меньше, чем в 12 странах мира, обладающих наибольшими площадями сельскохозяйственных угодий, включая Украину.

Аграрная экономическая наука 30 лет разрабатывала теорию о «чувстве собственника», а новая власть начала просто о «собственнике». После рынка земли будут гарантировать неприкосновенность собственности на землю. Это все сопровождение такого судьбоносного мероприятия, как введение рынка земли.

С введением рынка земли современные чиновники ввели мониторинг процесса продажи земли (за июль месяц заключено почти 3 тыс. земельных сделок на 5324 га земли), в то время как цивилизованные страны отслеживают, в какой степени такой фактор — институт рынка земли согласован с другими законами, что в совокупности поддерживает благоприятные условия для создания новых фермерских хозяйств и улучшает и поддерживает справедливую для всех участников интегрированного взаимодействия рыночную конкурентную среду. Например, можно вспомнить фискальную реформу, проведенную министром финансов Франции Мартеном Годеном с подачи Бонапарта Наполеона, целью которой было введение справедливого налогообложения. Земельные родовые поместья, которые до этого не облагались налогом и функционировали без особых усилий в управлении, были оценены их владельцами. Но четко был установлен механизм — при низкой оценке земли платишь мизерные налоги и можешь получить незначительные кредитные суммы, а при высокой оценке все наоборот: доступ к неограниченным кредитам, но высокие налоги заставляют резко улучшить управление поместьем или продать значительную часть земли, сдать ее в аренду и тому подобное. Через три года после проведения земельного кадастра Франция достигла насыщения продовольствием собственных рынков, а по отдельным продуктам — избыточного производства, благодаря массовому созданию фермерских хозяйств и исчезновению крупных земельных поместий. К сожалению, в Украине другой вектор — сегодня чиновники отчитываются о чемпионстве отдельных областей в продаже земельных долей (паев) и ждут времени, когда можно будет приобрести до 10 тыс. га земли. Кстати, сегодня многие европейские страны в земельных отношениях пользуются законами Бонапарта Наполеона.

Пока что такой судьбоносный процесс, как рынок земли, отдан на откуп стихии — как-то будет. Но есть ли у селян паи, которые свободны от юридических обязательств? Так, бывший депутат Верховной Рады Украины Владимир Литвин уверял, что свободной земли в Украине практически не осталось. Другие депутаты, например Григорий Заболотный, констатировал, что более 30% земель уже скуплены по схеме, которую подтверждает юрист Вадим Безпалый: покупатели земли якобы занимают деньги владельцам паев (обездоленным селянам и пенсионерам) под расписку с последующим образованием долга и соответствующим отчуждением земли кредиторам. По данным бывшего председателя Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Ивана Томича, нерезиденты Украины уже арендуют более 12 млн га или 36% площади пашни (30 стран мира — в основном граждане ЕС, США и Китая), взятых юридическими лицами, а в теневом обороте уже находится около 9 млн га земель (27% пашни). Как утверждало еще 7 лет назад шведское издание The Local, около 20% наиболее плодородных украинских земель контролируется иностранными фирмами на основе долгосрочных договоров аренды, в т.ч. американскими компаниями Monsanto, Cargill и DuPont. По сообщению аналитиков, отдельные компании, инвестфонды скупают суверенные долги Украины как один из апробированных механизмов дальнейшего завладения землей, которые успешно применялись при скупке земель в Камбодже, Гане, Эфиопии, Мали, Кении, Аргентине, Уругвае и Парагвае. Кстати, Великобритания, США, Объединенные Арабские Эмираты и Китай уже выкупили почти 2% всех пахотных земель в мире.

Перспектива безземелья побуждает развитые страны мира с дефицитом земли и даже с высокой землеобеспеченностью (например США) приобретать земли сельскохозяйственного назначения в странах, где их руководители не в состоянии организовать эффективное управление экономикой и проблема финансового кризиса десятилетиями не выпускает их из объятий. По подсчетам специалистов из Land Matrix в мире за минувшее десятилетие более 200 млн га пашни (14% мировых запасов) было продано или отдано в аренду на длительные сроки. Например, от 2 до 5,5 млн га земли уже купили США, Китай, Индия, Малайзия, Великобритания, Южная Корея, Италия, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия в таких странах, как Индонезия, Камбоджа, Гана, Филиппины, Эфиопия, Мали, Кения, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Конго, Судан, Россия, Украина и т.д.

Очевидно, что перед введением рынка земли необходимо было решить вопрос: правительству смириться, что основные сделки на рынке земли как таковом уже давно состоялись (продано, перепродано за мизерную цену, находится в долгосрочной аренде и т.п.) с катастрофическим для сельского населения вариантом будущего, или же признать незаконными все теневые операции на официально несуществующем (а с 1 июля 2021 года — существующем) рынке земли.

История знает множество примеров, как наводился порядок на рынке земли в прошлом и как существующий опыт использовать Украине при серых или черных схемах движения земли при отсутствии прозрачности до момента введения рынка земли. Если земля приобретена иностранцами и отечественными латифундистами еще при отсутствии официального рынка земли, то возникает проблема ее национализации (экспроприация без компенсации) или экспроприации с компенсацией (полной или частичной согласно рыночной цене) с целью приобретения или передачи ее государству (с последующей передачей в аренду селянам). Национализация как таковая, ликвидирующая собственность без компенсации, отпадает в цивилизованной среде, если предварительно земля приобреталась с согласия ее предыдущих владельцев. Необходимо при этом четко определиться, с соблюдением всех ли законодательных актов заключались условия аренды земли с владельцами паев. Компенсация может быть разной по размеру. Как известно, практически 100% агрохолдингов избегают общего (20% от чистой прибыли) налогообложения, а переходят на льготное (фиксированный сельскохозяйственный налог) — 6-10 грн за 1 га земли. По данным ученых латифундисты платят налоги за пользование 1 га земли в 10-15 раз меньше, чем опытные хозяйства НААН Украины. Именно факт занижения латифундистами налогов за землю использовали правительства стран для ее оценки с целью компенсации владельцам земли при ее экспроприации (с полной компенсацией). Так, в Мексике в 1925 году компенсацией за землю, которая была экспроприирована, была выдача облигаций, сумма которых рассчитана на основе заниженного до этого латифундистами размера земельного налога, в Италии — после второй мировой войны, в Боливии, Египте, Гватемале — в 50 -х годах прошлого века во время проведения земельной реформы.

В Украине, как видим, перед введением рынка земли стояли проблемы решения или установления реальных собственников земли. Для этого необходимо провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения с установлением их владельцев, по каким схемам и по какой цене приобретена, количество арендаторов (при каких условиях заключены соглашения об аренде, на какой срок, условия пересмотра норм арендной платы и т.п.). Такую процедуру необходимо провести по разным регионам. Для получения полной информации требуется многомесячная работа многих десятков, а то и тысяч экспертов. После этого необходимо провести серьезный анализ полученной информации. Тогда за счет привлеченных экспертов (юристов, землеустроителей, геодезистов, экономистов, первичных производителей и т.д.) можно получить некоторую ясность относительно выявленных проблем в земельных отношениях и наметить сценарии их возможного решения на старте введения рынка земли.

Попытаемся формализовать понятие «безвестность» дальнейшим анализом результатов хозяйственной и торговой деятельности сельскохозяйственных предприятий стран мира. Чтобы не было никаких иллюзий относительно «больших успехов» аграрного сектора экономики (все без исключения аграрные министры за последние 10 лет уверяли, что Украина кормит почти весь мир — 1 млрд населения Земли) предварительно заметим, что в 2019 году по величинам добавленной стоимости сельского хозяйства (в основном сумма прибыли и заработной платы) и экспорта сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 га пашни Украина занимала соответственно 191 (наряду с РФ и Монтсеррат) и 110 (наряду с Республикой Молдова, Гайана, Китай и Намибия) места среди 224 стран мира .

Наблюдается четкая основная закономерность в глобализированном мире — страны — импортеры зерна используют растущие его объемы на корм животным и птице, что позволяет им решать в первую очередь, например, проблемы плодородия почв и занятости населения. Поэтому логичным является проведение группировки стран мира по такому показателю, как расходы зерна на корм к объемам собственного его производства (табл. 1).

Рассмотрение основных показателей экономического развития сельского хозяйства подтвердило, что Украина с ее черноземами по сравнению с другими странами находится в трагическом состоянии. Так, соответственно 17 и 15 стран-импортеров зерна, шротов, отрубей, патоки и т.д. тратят на корм зерна в 6,4 и 1,28 раза больше, чем его производят, и за счет дополнительных кормовых ресурсов содержат в от 17 до 9 раз больше животных и птицы в расчете на 1 га пашни и, соответственно, во столько же раз обеспечивают высокую занятость сельского населения в области животноводства (рассчитано по технологической трудоемкости в Украине). Так же в других группах стран, где расходы зерна на корм животным меньше 100% от валового его производства, на 1 га пашни содержится в 3-5 раз больше животных, чем в Украине. То есть если в Украине была такая же плотность животных, как во многих странах мира, то безработица на селе отсутствовала бы. Кроме зависимости уровня занятости населения от развития животноводства отметим главное: поступления согласно стратегическим планам кормовых ресурсов для животноводства в расчете на 1 га пашни обеспечили группам стран мира в 4-110 раз выше уровень экспорта мяса и мясных продуктов и в 3,5 -273 раза — молока и молочных продуктов, чем в Украине. Также такое разделение труда обеспечило более эффективным странам поступления с импортом зерна, шротов, отрубей пшеничных т.д. питательных веществ в расчете на 1 га пашни в количестве 50-355 кг действующего вещества, в то время как Украина с экспортом продовольствия и кормовых ресурсов потеряла 53 кг действующего вещества. Еще выше потери питательных веществ грунта связаны с экспортом паллет из соломы, ботвы и т.п., их сжиганием в поле или в примитивных котельных и тому подобное. По данным ФАО в 2019 году Украина на 1 га пашни внесла столько же, как потеряла с экспортом продовольствия, — 53 кг действующего вещества минеральных удобрений. Хотя на 1 га пашни еще поступило 35 кг действующего вещества питательных веществ за счет органических удобрений, из атмосферы и биологической фиксации (бобовые и внедрение инокуляции других культур), в Украине наблюдается отрицательный баланс питательных веществ в почве (с учетом потерь, связанных со сжиганием растительных остатков). Парадоксально, но славяне таким бизнесом (вывозом питательных веществ грунта) занимались еще 500 лет назад. Так, по сообщению историков ратновской земли Волынской области Ивана и Владимира Денисюков только из села Велимче в 1563 году вывезено в Гданьск 650 т пепла и 20 тыс. дубовых брусьев. А в ратновском районе только один «бизнесмен» за 1549-1563 гг. заготовил в лесах 36 тыс. крупных бревен, 24 тыс. клепок и выпалил 2240 т золы. Вот это удобрили польскую землю! И, как отмечают авторы, «можно только ужаснуться, как много леса нужно было уничтожить», чтобы выжечь столько удобрений для зарубежных стран. Ну, ничего не изменилось. Правда, 500 лет назад на болотах Полесья еще до первого их осушения, другого бизнеса чем, сжигание леса и уничтожение зверей, нельзя было придумать. Мы же сейчас в цивилизованном мире со «знанием дела» вывозим питательные вещества нашей земли при наличии других, более доходных и экологически приемлемых вариантов бизнеса — развития животноводства, переработки его продукции и ее экспорта с увеличенной в 3-7 раз добавленной стоимостью.

Итогом к анализу этой таблицы является катастрофически низкий уровень экспорта сельскохозяйственной продукции на 1 га пашни в Украине — до 2-30 раз меньше, чем в группах стран мира. Относительно 41 страны это отставание еще более ощутимо — от 5 раз (Польша, Греция) до 85-160 (Бельгия, Нидерланды). Еще 64 страны превосходят Украину по этому показателю в 1,1-5 раз, что наряду со сплошной безработицей на селе, деградацией почв и потерей их плодородия указывает как минимум на отсутствие какой-либо стратегии или видения будущего Украины.

Какое стратегическое направление развития сельского хозяйства видит новая власть? Все надежды на второй этап действия земельного закона, который наступит в 2024 году — перехода на разрешение продажи земли размером до 10 тыс га. Сегодня из разных источников можно услышать или прочитать, что запрет нового закона до 2024 года покупать более 100 га земли будет сдерживать приток инвестиций и развитие сельского хозяйства. Так, например, владелец агрохолдинга I & U Group (земельный банк 50 тыс. га) Сергей Тарасов уверен, что реформа с ограничением площади покупки до 100 га является ее имитацией. Директор агрохолдинга Resilient Алексей Сидоров жалуется, что без иностранцев на рынке земли владельцы земельных долей (паев) не получат высоких заработков от их продажи, — «землю скупят местные феодалы, царьки, и люди останутся ни с чем». Он создал ассоциацию по защите прав агропредприятий с иностранным капиталом. Если иностранцев не допускать к украинской земле — это будет дискриминация. Так как иностранный капитал практически есть у половины участников рынка, поэтому они должны быть участниками рынка. Поэтому А.Сидоров призывает все аграрные компании с иностранным капиталом становиться членами ассоциации и бороться с врагами — владельцами паев, которые согласно 30-летней заботе о них со стороны правительств должны были создать фермерские хозяйства. Так же директор по связям с госорганами Группы компаний «Агропросперис» Виталий Иванченко жаловался, что из-за запрета продавать землю иностранцам каждый владелец земельного пая потеряет 30-40 тыс. долл. США. При таком развитии событий, «35 тыс фермеров «съедят» 7 млн ??владельцев паев». Фантасты! Что касается стран, где средние физические размеры ферм составляют менее 100 га, например, страны ЕС (средний размер 3-50 га земли), то они в 2019 году получили в 6,5 раза больше добавленной стоимости и в 8 раз больше экспортируют продовольствия в расчете на 1 га пашни, чем Украина с доминированием на аграрном пространстве агрохолдингов.

Какую же модель развития сельского хозяйства принимает наше правительство? Европейскую, где более 95% ферм являются семейными, или Южной Америки с ее огромными хозяйствами-латифундиями?

Николай КАЛИНЧИК, доктор экономических наук; Иван АЛЕКСЕНКО, кандидат экономических наук, генеральный директор НПП ООО «ВинМикс-Софт»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ