Фактическая война между Россией и Украиной не может не сказаться на интересе к такому стратегическому металлу, как титан. Правда, диоксид титана используется, в основном, в мирных целях (36% — для архитектурных и 22% — для других покрытий; 22% — для изготовления пластика; 9% — для бумаги; 4% — чернил и 2% — для волокон). А вот металлический титан оправдывает свое воинственное название. Почти треть его (29%) мир изготавливает для космической отрасли; 8% — для военно-промышленного комплекса; 55% — для промышленности. Получается, что страны, имеющие большие запасы соответствующих минералов и современные технологии их обработки, будут в мире на первых местах по экономической, а также и по военной мощи.
Центр исследований корпоративных отношений и аналитическая группа DA Vinci AG презентовали во вторник журналистам совместную работу. В ней показано, что Украина является одной из немногих стран, которые имеют уникальную титановую отрасль, производящую ильменитовые и рутиловые концентраты, двуокись титана, титановую губку, металлический титан и изделия из него. Однако, согласно выводам специалистов, об эффективной работе этой отрасли и ее успешном развитии в нашей стране говорить не приходится. Как отмечает управляющий партнер DA Vinci AG Андрей Колпаков, нельзя сказать, что титановая отрасль Украины развивается эффективно, хотя для этого есть все условия. Подтвержденных запасов сырья достаточно на 199 лет, а разведанных — на 430. Украина имеет самые большие запасы рутила в Европе, а по ильмениту уступает только Норвегии. Наша страна входит в семерку самых крупных производителей этих минералов в мире.
Тем не менее, с 2008 по 2011 гг. Украина снизила свою долю на мировом рынке рутила с 14% до 12%. Показатели по ильмениту уменьшились с 4,9% до 4,8% только за один 2012 год. Доходы от экспорта в период 2010 — 2012 годов также не радуют. За этот период они выросли в 1,6 раза, тогда как у России — в 17 тысяч раз. Наши производители руды и концентратов не использовали тот шанс, который не упустили другие государства и, в первую очередь, наши геополитические и политические соседи-конкуренты, отмечает Колпаков.
В то же время все страны, у которых есть месторождения титанового сырья, стараются сократить его импорт, и это им, как правило, удается. Но мы находимся по этому показателю на четвертом месте в мире. Только за 2010 — 2011 маркетинговый год Украина нарастила импорт сырья на 9,8%. То же самое — и по производству соответствующих товаров. По диоксиду титана, хотя у нас есть два мощных завода-производителя — в Сумах и в Крыму, — Украина даже не входит в первую мировую десятку экспортеров, констатирует эксперт. Зато по импорту титановых сплавов, включая отходы и металлолом, за 2011 — 2012 гг. мы нарастили свою долю в мире с 4,3% до 4,6%, тогда как доля России в тот же период упала с 7,7% до 4,2%. Еще больший рост происходил в секторе импорта диоксида титана. Украина продемонстрировала в этот период самую высокую динамику — увеличила импорт в 6,4 раза и расходы на него — в 8,8 раза, поскольку именно в это время цены на мировом рынке активно росли.
Эксперт не скрывает, что причина неэффективной работы отрасли кроется в том, что основные ее активы находятся в одних руках, в группе Дмитрия Фирташа. В результате на рынке нет ни кооперации, ни конкуренции, национальным интересам страны наносится вред, отмечает Колпаков. Он подчеркивает, что в последнее время тактика поведения нашего государства направлена против тенденций, складывающихся на соответствующих международных рынках, и если ситуация не изменится, то Украина, по его мнению, будет и дальше терять свои позиции экспортера и наращивать импорт. В отличие от нас, говорит эксперт, Россия увеличивает и экспорт, и работу на собственный военно-технический комплекс, а импорт сокращает.
Вице-президент Центра исследований корпоративных отношений Вячеслав Бутко отмечает большую роль, которую играл прежде на украинском рынке крымский «Титан». «Теперь, в связи с последними событиями в Крыму, — подчеркивает он, — о нем можно говорить как о потерянном предприятии». Эксперт напоминает, что 50% плюс одна акция этого комбината, который, по различным методикам оценки, стоил не менее миллиарда долларов, были проданы в 2013 году за $80 миллионов.
«Это, конечно, не бесплатно, но крайне сложно говорить о справедливой рыночной цене», — уверен Бутко. О Запорожском титано-магниевом комбинате ему известно, что там сейчас создается общество с ограниченной ответственностью, куда государство вносит целостный имущественный комплекс предприятия, а за это получает 51 долю в этом обществе. Некое предприятие, получающее 49% долей, обещает за это внести в будущем инвестиции. Если использовать доходный метод оценки, то Запорожский комбинат стоит от $600 до $800 миллионов, которые были бы для госбюджета Украины совсем не лишними, констатирует эксперт, если продать это предприятие на открытом аукционе.
Говоря о комбинате «Сумыхимпром», Бутко напоминает, что в 2010 году на этом предприятии сменился менеджмент. «Руководителем был назначен господин Лазакович, — рассказывает эксперт, — который до этого длительное время работал на ответственных должностях в крымском «Титане», уже тогда входившем в сферу интересов группы DF». За последние четыре года предприятие дало отрицательный финансовый результат, продолжает Бутко, и существенно нарастило долги. В 2012 году «Сумыхимпром» был объявлен банкротом.
В комитете кредиторов из шести мест пять получили предприятия, близкие к Фирташу, хотя 100% акций «Сумыхимпрома» принадлежат государству, но оно не получило ни одного места, равно как и банки, в том числе «Укрэксимбанк», выдавшие предприятию кредиты на 1,2 миллиарда гривен. «А главой комитета был назначен тот же господин Лазакович, при котором предприятие наращивало долги при росте доходов», — отмечает эксперт. В плане санации, разработанном с огромным нарушением сроков, излагает дальше историю банкротства Бутко, «Сумыхимпром» запланировал восстановить кредитоспособность в течение 17 лет...
Новое руководство Фонда госимущества провело аудит этого комбината и передало соответствующие материалы в МВД, Генпрокуратуру и Минюст. Бутко думает, что они выяснят, каким образом стабильно работающее предприятие дошло до такой жизни и стало банкротом, и были ли заинтересованы в этом его руководители и кураторы.
«Зачем было проводить концентрацию предприятий титановой отрасли, и как она в этих условиях в дальнейшем будет играть свою роль на мировом рынке?» — спрашивает директор DA Vinci AG Анатолий Баронин. По его мнению, концентрация необходима для дальнейшей продажи, и то, что произошло в Крыму, свидетельствует о том, что вероятность этого растет. Изменение регистрации «Титана», которую господин Фирташ провел добровольно, и переход предприятия в юрисдикцию России, по мнению эксперта, говорит о том, что комбинат может сменить собственника, о чем даже упоминал как-то его управляющий директор. «Увеличение госзаказа РФ на подводные лодки, самолеты — все это требует, — как считает Баронин, — роста добычи и производства титана, которое и на территории России возможно лишь благодаря сырьевой базе, расположенной на территории Украины».
Что предлагают аналитики, чтобы спасти украинскую титановую отрасль и не позволить ей работать на страну-агрессора? В первую очередь они требуют полного восстановления контроля государства над этой стратегической отраслью. После этого они допускают продажу соответствующих предприятий на честных и открытых приватизационных аукционах, где можно будет привлечь от $9 до $12 миллиардов. Но сколько времени может потребоваться государству для того, чтобы привести отрасль в предпродажную готовность, спросил «День». «Этого я не могу сказать, да и никто не скажет, — ответил Бутко и объяснил: — Из-за той степени сопротивления, которое уже есть со стороны лиц, контролирующих титановую отрасль в данный момент. А для государства, для представителей власти это будет своего рода тест, насколько они отстаивают интересы страны, либо он покажет, насколько они готовы идти на уступки и занимать соглашательскую позицию».
Но не придет ли на место одного олигарха другой, и не возникнет ли между ними не словесная, а настоящая война за собственность? С таким вопросом «День» обратился к народному депутату, экс-главе Фонда госимущества Украины Михаилу Чечетову. «Если мы желаем добра Украине, — осторожничал Михаил Васильевич, — то все должно быть в рамках закона». Развивая свою мысль, он подчеркнул, что в Украине, в отличие от Запада, где выборы — это честное состязание, каждые выборы оканчиваются войной. «Поэтому наша партия сейчас на них и не идет. Экономика — это конкуренция в рамках закона, где выигрывает сильнейший. А если мы будем идти по пути нарушения закона, то не только не вытянем Украину, а можем довести ее до развала. И это — самое страшное».