В конце прошлой недели были обнародованы результата опроса, проведенного в рамках государственной целевой социальной программы на 2009—2015 годы «Молодежь Украины». К сожалению, один из главных результатов исследования подтвердил широко известный факт: очень многие молодые люди не собираются жить в родной стране, каждый десятый планирует в ближайшие три года перебраться за границу.
Причины понятны. В ходе опроса 61,4% респондентов заявили, что для поиска работы нужно потратить много времени, потому что в нашей стране практически нет перспектив найти первое рабочее место. 32,5% обеспокоены тем, что вообще не смогут найти первое рабочее место. Каждый третий опрошенный учится или только окончил учебное заведение и намерен работать. Треть молодых людей работает во время каникул, 28,4% — во время учебного года. 67% отметили, что приобретенный при этом опыт будет полезным. О том, что хотели бы работать на крупную частную компанию, заявили 16,8% участников опроса. 8,4% выбрали бы для себя среднее или небольшое частное предприятие, 4,85% — международную или некоммерческую организацию. Словом, бизнес очень привлекает молодых и образованных украинцев, и в его силах воспрепятствовать «утечке мозгов» из Украины.
Но готов ли он работать в этом направлении, сотрудничая с вузами, готовящими специалистов для различных сфер деятельности. На эту тему шла дискуссия на первом национальном форуме «Бизнес и университеты». Открывая ее, руководитель Центра «Развитие корпоративной социальной ответственности» (КСО) Марина Сапрыкина, в частности, рассказала о результатах исследования «Качественное высшее образование: роль партнерства», в котором, в частности, обобщена лучшая практика взаимодействия бизнеса и университетов, освещены существующие проблемы, разработаны соответствующие рекомендации.
По мнению авторов, в партнерстве бизнеса и университетов по трудоустройству выпускников вузов более активно проявляют себя университеты. Их отделы трудоустройства инициировали 2/3 продуктивных партнерств. Представители бизнеса и высшей школы, к сожалению, по-разному определяют преграды, мешающие их партнерству. В университетах считают, что основными препятствиями для сотрудничества являются недостаточная информированность бизнеса о возможностях вузов. По мнению предпринимателей, партнерство не получается чаще всего из-за непонимания, с одной стороны, реалий бизнес-среды, и, с другой, из-за забюрократизованности вузов. Сапрыкина настаивает на том, что компании должны иметь политику и стратегию партнерства с университетами, а учебные программы и планы вузов — учитывать требования бизнеса. Лучшие результаты в партнерстве университетов и бизнеса достигаются, по ее данным, тогда, когда в нем участвует несколько вузов и компаний.
Модератор дискуссии, декан Киево-Могилянской бизнес-школы Александр Савлук говорит о ролях партнеров и о том, кто для кого работает — бизнес для вузов или наоборот. Он считает, что это разные подходы и, соответственно, их результаты также отличаются. Это подтвердил в своем выступлении первый вице-президент Академии педагогических наук Украины Владимир Луговой. Он обращает внимание на то, что вузы зачастую готовят специалистов более высокого уровня, чем это необходимо конкретному работодателю, а также на плохое информирование население в области профориентации. Луговой недоволен качеством государственных заказов для вузов, которые формируются под давлением плохо информированного населения и поэтому не отражают реальных потребностей бизнеса в специалистах и их квалификации. Бизнес сегодня, по его мнению, не в состоянии влиять на подготовку тех кадров, которые ему нужны. Луговой считает, что сегодня «не квалификация кадров является драйвом в деятельности бизнеса, а что-то другое»... Тем не менее, он уверен, что «без мостов с бизнесом у вузов не будет успеха».
Директор Британского Совета в Украине Мартин Даул называет университеты «источником силы для экономики в XXI веке». Он советует поднимать Украину как экономику знаний в Евразии. По его мнению, роль университетов в нашей стране будет постоянно расти. Но лишь в том случае, если будут очень тесные их отношения с бизнесом. Как их наладить? Отвечая на этот вопрос, он рассказывает об опыте города Бристоля, одного из крупнейших промышленных, научных и университетских центров Великобритании.
Ранее, отмечает Даул, компании проявляли интерес только к выпускникам вузов, но это, по его словам, неэффективный подход. «И мы начали строить отношения между бизнесом и университетами, — рассказывает он. — Мы поняли, что для этого необходим многоуровневый подход. Нужно понять, что в регионе можно сделать сообща, чтобы повышать стандарты жизни, ускорять экономическое развитие и превращать экономику в экономику знаний. Индустрия должна понимать, какие сферы бизнеса уходят в прошлое, и, следовательно, туда не нужно направлять инвестиции. Нужно думать о том, на каких направлениях бизнес будет развиваться в последующие 20—30 лет. И это должно стать общей заботой власти, бизнеса и университетов». Он также рассказывает о том, что в Англии университеты, по сути, являются не только реальным активом, в который можно вкладывать средства, стимулируя научные исследования. Они служат еще и школой бизнеса. «Студент, который берет кредит на учебу, становится бизнесменом, — отмечает Даул. — Получая деньги, он в первую очередь думает о том, сможет ли, окончив университет и работая на бизнес, вернуть инвестиции в образование».
Об опыте сотрудничества бизнеса и университетов Австралии участникам Форума рассказала управляющий партнер по образовательным проектам компании Ernst&Young региона Океании Стефани Фейхи. По ее словам, сегодня «драйверы изменений смывают границы между университетами и бизнесом». Это процесс, который нельзя ни остановить, ни даже притормозить, считает профессор. Она напоминает, что, придя в вуз, студенты вкладывают деньги и время в получение университетского образования, но не все в результате могут устроиться на работу — уровень безработицы среди молодых людей растет. И студенты закономерно задумываются над тем, получат ли они прибыль на свои инвестиции, говорит Фейхи и рассказывает, что в университетах нередко считают, что главное — дать студентам образование, а устройство на работу — это уже забота их самих.
Профессор характеризует такое мнение, как «очень близорукое». В то же время она отмечает, что бизнес нередко дает низкую оценку подготовке университетских выпускников, тогда как вузы считают, что у вчерашних студентов высокий уровень знаний. Однако сами студенты чаще всего, как показывают исследования, оценивают себя примерно так же, как и работодатели. В связи с этим Фейхи считает необходимым строить более близкие отношения между бизнесом и университетами. Она уверена, что «индустрия должна заходить в университеты, участвовать в работе консультативных органов и даже преподавать».
На факультетах бизнеса и экономики должны работать реальные специалисты-бизнесмены, настаивает Фейхи. Она рассказывает, что в лучших университетах Австралии граница между бизнесом и образованием размывается. Это происходит еще и в связи с тем, что австралийские университеты коммерционализируют свои научные исследования. Профессор уверена, что к этому также должен подключаться бизнес, причем еще на стадии планирования, «чтобы, привлекая студентов к научным исследованиям, вместе готовить выпускников с максимальным потенциалом».
Реализуется ли и в Украине такой подход? Координатор образовательных программ Центра «Развитие КСО» Ольга Янковская презентовала на Форуме интерактивную карту партнерств, с помощью которой можно проследить за результатами сотрудничества университетов и бизнеса во всех регионах Украины, узнать, какие проекты реализуются участниками партнерств. Она также рассказывает о лучшем опыте сотрудничества с университетами, который сегодня имеют не только такие компании-лидеры в корпоративной социальной ответственности, как СКМ и Майкрософт.
Директор по персоналу компании «Интерфут» Наталья Быковская подчеркивает, что партнерство бизнеса и вузов должно быть «более целевым и точечным». Если, например, это продуктовый бизнес (она в нем сейчас работает), то для партнерства следует выбирать профильные учебные заведения. Она не видит особых проблем в налаживании сотрудничества. Студенты приходят на практику в компанию, и она имеет возможность отбирать наиболее способных и предоставлять им рабочие места. С другой стороны, директор уверена, что каждый бизнес найдет возможность направлять своих сотрудников в вузы если и не на преподавательскую работу, то для проведения мастер-классов. Она отмечает положительную динамику: «Бизнес идет в университеты, хотя и не во все». Быковская считает, что так бывает в том случае, если компании не устраивает учебная база и уровень подготовки студентов. «И если мы сотрудничаем с Одесским пищевым институтом, — отмечает она, — то это продуктивное партнерство. Наши потребности в талантливых людях этот вуз в состоянии удовлетворить».
Знают о хороших примерах в таком партнерстве и в Академии педагогических наук. Отвечая на вопрос «Дня», Владимир Луговой назвал «Киевский политехнический институт», который на постоянной основе сотрудничает с крупными предприятиями, в частности, в области IT-технологий и машиностроения, Авиационный университет, который стал очень привлекательным для бизнеса, и не только украинского, Киевский и Львовский национальные университеты... Вице-президент считает, что сотрудничество с бизнесом не складывается лишь у «скороспелых» вузов. По его словам, они «дают образование очень невысокого качества» и поэтому бизнес в них не заинтересован. «У серьезных украинских учебных заведений проблема партнерства с бизнесом на самом деле не столь острая», — считает ученый.