Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бизнес со сверхмиссией

Социальное предпринимательство помогает украинцам преодолеть экономическую и общественную изоляцию
12 октября, 2011 - 20:13
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — ФАКТИЧЕСКИ ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ВЫПУСКНИКОВ ДЕТДОМОВ И БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Эксперты Британского совета провели исследование потенциала сектора социального предпринимательства в Украине. В результате специалисты определили три перспективных региона. К ним, по мнению экспертов, принадлежат Донецкая и Львовская область, а также Автономная Республика Крым. Именно в этих регионах в течение трех месяцев прошлого года (с июня по август) при поддержке Британского совета проводили тренинги по организации и ведению социального бизнеса для 80 предпринимателей.

А уже в феврале — апреле этого года прошел конкурс, в рамках которого рассматривали бизнес-планы 20 социальных предпринимателей, представлявших разные сферы деятельности. Победителями стали четыре социальных предприятия: медицинский реабилитационный центр «Здоровье» из города Новоазовск, общественная организация «Евпаторийский информационно-консультационный центр», общественная организация «Общество взаимопомощи «Оселя» (Львов) и учебно-производственные предприятия «Детская надежда» (город Броды). Центр «Здоровье» получил кредит от АО «Эрсте банк» под 12% годовых без залога в гривнах на пять лет для развития социального бизнеса.

В дальнейшем организаторы проекта планируют создать единую структуру поддержки социального предпринимательства в Украине путем основания новых центров, а также институциализации социального предпринимательства на законодательном уровне и увеличения объемов его кредитования.

Предпринимательство в социальной сфере, или, как его еще называют, бизнес с социальной миссией, появилось еще в 1970-е годы в странах Запада. Однако законодательно урегулировали его деятельность сегодня лишь две европейских страны. Примечательно, что в последние несколько лет социальное предпринимательство стал активно развивать наш восточный сосед — Российская Федерация. Ведь социальные предприниматели решают те проблемы, которые не способно решить государство: содействуют развитию экономики и общества, предлагают возможности для создания рабочих мест и новых форм предпринимательства и занятости. Кроме того, они помогают преодолеть социальную изоляцию: трудоустройство людей с ограниченными физическими и психическими возможностями, тех, кто был безработным очень долгое время, представителей группы риска. Подобные структуры также содействуют развитию широкого диапазона социальных услуг, необходимых обществу, которыми не хочет заниматься обычный бизнес (малодоходные, непрестижные, те, что нуждаются в специальной профессиональной подготовке).

Такое предпринимательство со сверхмиссией может ставить своей целью трудотерапию для инвалидов, социальную адаптацию бездомных или выпускников детских домов, внедрение новых механизмов решения имеющихся социальных проблем — жилищно-коммунального хозяйства. В то же время оно должно быть и «прибыльным», потому что иначе это просто благотворительность. Доходы социального бизнеса в основном используются на саморазвитие и на решение острых социальных проблем. Вместе с тем, такое предприятие действует всецело в соответствии со всеми законами бизнеса: товары и услуги должны быть такого качества, чтобы их можно было продать на рынке в условиях конкуренции.

Сегодня в Украине не существует законодательно закрепленного понятия социального предпринимательства. Но, невзирая на это, очень многие предприятия работают на решение острых общественных вопросов. Большинство из них производят товары или услуги для отечественного рынка, создают рабочие места, обучая население или предоставляя другие социальные услуги. Полученные прибыли реинвестируются для достижения конкретных социальных задач. Поэтому, возможно, такая платформа может стать почвой для формирования нового типа предпринимателей в Украине — социальных новаторов. И на данном этапе государству необходимо просто найти и поддержать людей, которые хотят этим заниматься.

КОММЕНТАРИИ

Виктор ЛЯХ, исполнительный директор фонда «Восточная Европа»:

— Идея экономического устойчивого развития возникла в Украине еще 20 лет тому назад. Чтобы регион, общество, какой-то город, страна имели устойчивое долгосрочное и управляемое развитие, необходимо считаться с тремя главными аспектами: социальным, экономическим и экологическим. Концентрация лишь на чем-то одном, например, экономическом аспекте, не позволяет обеспечить устойчивое развитие определенной территориальной единице.

Кроме того, концепция социального предпринимательства утверждает, что каждый имеет шанс на экономический и социальный рост. С другой стороны, мы все знаем, что в сегодняшнем обществе понятие «социальное» всегда совмещается с «дотационным». Почти все социальные программы дотируются из бюджета, или местного, или национального. Можно ли сделать социальные программы самоокупающимися? Можно ли соединить концепцию подхода к бизнесу, когда бизнес генерирует идеи, которые потом воплощаются в какую-то прибыль, соединить с социальными идеями. Собственно, такая концепция существует в мире много лет. Ряд стран уже может оценить эффект, который дает развитие социального предпринимательства для развития общества и экономики, и, конечно, это работает.

Наталия ВАСИЛЮК, заместитель директора Британского совета:

— В Великобритании социальное предпринимательство существует свыше 30 лет, мы считаем, что это может быть полезно и для Украины.

Социальное предпринимательство — это, в первую очередь, настоящий бизнес, который зарабатывает деньги не для того, чтобы разделить между акционерами и владельцами, а для того, чтобы направить на социальные потребности. Соответственно, этот бизнес должен иметь социальную цель. Всю прибыль, которая будет получена, должна быть реинвестирована главным образом в продолжение деятельности или в реализацию целей предприятия или потребностей общества.

Мы знаем, что в Украине существует много социальных предприятий, и мы понимаем, что нам необходимо переходить на высший уровень, на диалог с властью и донести мысль, что социальное предпринимательство может быть выгодным.

Ярина ЛУКАНЬ, начальник управления коммуникацией, АО «Эрсте банк»:

— В Украине в настоящее время общественные организации привыкли получать гранты. Впрочем, получать такого рода денежную поддержку становится все сложнее, а финансирование все равно необходимо. Поэтому наш банк решил попробовать кредитовать социальные предприятия. Начав работу, мы увидели, что в основном кредиты нужны небольшие — от 10 до 50 тысяч гривен. Есть, конечно, и некоторые более масштабные, более амбициозные проекты стоимостью в несколько сотен тысяч гривен, а то и миллионов. К таким проектам мы относимся очень осторожно.

Алла ДУБРОВЫК, «День», Екатерина МИЛЯНОВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ