Сами себя спасли. Именно такой вывод можно сделать, если проанализировать деятельность малого и среднего бизнеса за прошлый год. Если крупные экспортно ориентированные предприятия активно субсидировало государство, то малым преимущественно доставалась «дыра от бюджетного бублика». С какими потерями и достижениями в таких условиях удалось пережить кризисный год малому и среднему бизнесу и чего ожидать в 2010 году? Об этом «Дню» рассказывала глава Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра КУЖЕЛЬ.
— Я бы не утверждала, что прошлый год закончился только в темных тонах, ведь чего-то однозначно хорошего или плохого не бывает. По моему мнению, 2009 год стал годом новых возможностей, которые каждый из предпринимателей реализовал по-своему, и годом изменения акцентов, когда начали переоцениваться государственные бизнес-возможности и приоритеты.
Положительно то, что именно кризис донес до власти понимание необходимости переоценки экспортного потенциала страны. Выяснилось, что экспорт продукции малого и среднего бизнеса не менее важен, чем экспорт химических и металлургических гигантов. Возможно, если бы не кризис, то на такие детали еще долго бы не обращали внимания. Кризис обнажил все болезненные для бизнеса вопросы, ведь предприниматели начали считать каждую копейку.
Самым тяжелым для бизнеса в 2009 году, на мой взгляд, оказался вопрос отсутствия кредитования. Недостаток кредитов испытали именно малый и средний бизнес, одалживая средства у банков на приобретение автомобилей, аренду или ремонт офиса, на приобретение оборудования и тому подобное.
Теперь о рисках на год грядущий. Политическая нестабильность — наибольшая угроза для успешной работы бизнеса. Отсутствие политической определенности в 2010 году способно привести к катастрофе для малого и среднего бизнеса. Остальные проблемы можно решить. Но, не имея политической воли, нельзя принять необходимые решения.
— Какой процент от всего бизнеса составляют в настоящее время малый и средний?
— Напомню, в 2003 году Мировой банк в своем исследовании называл цифру 70 — 80%. Я считаю, что сегодня в Украине 99,7% всех зарегистрированных предприятий — малые и средние. О чем это говорит? Что перспектива подъема экономики за их счет существует очень значительная, но для этого нужна политическая воля и правильные решения. Могу сказать, что в течение 2009 года в Украине появилось больше индивидуальных предпринимателей, чем в России. Так, за 11 месяцев 2009 года у нас зарегистрировано 170,746 тысячи физических лиц предпринимателей, тогда как у соседей — 166,870 тысячи. А прекратили деятельность в Украине за этот же период 130,172 тысячи индивидуальных предпринимателей, тогда как в России — 339,660 тысячи. В целом же на протяжении 2009 года наблюдалась стойкая тенденция к росту общего количества плательщиков единого налога физических и юридических лиц. Одновременно наблюдается определенное уменьшение количества наемных работников у плательщиков единого налога.
— Как изменилась в течение 2009 года специализация малого и среднего бизнеса?
— Новые виды бизнеса появились, но рассказывать о них не могу, потому что это ноу-хау предпринимателей. Что касается специализации, то она не изменилась, хотя такие надежды действительно были в начале 2009 года. Мне кажется, чтобы изменилась структура производственной специализации малого и среднего бизнеса, необходима новая государственная политика для этого сектора предпринимательства. Мы уже подготовили проект указа Президента Украины, предусматривающий основы такой обновленной политики. В частности, первым пунктом в нем стоит изменение системы образования и заказ специальностей. У нас сегодня «штампуют» работников торговли, специалистов по маркетингу, а образованного металлурга, фрезеровщика, химика, технолога нет. Мы потеряли уважение к производственным профессиям, а именно такого специалиста сегодня и не хватает малому и среднему бизнесу. Второй пункт этого проекта указа — поддержка экспорта малого и среднего бизнеса. В настоящий момент украинские мебельщики, которые не получают от государства ни копейки, имеют 30% экспорта. А если бы государство отдавало на выставках, финансирование которых заложено в бюджете, хотя бы половину площадей для их отраслевой ассоциации, то экспортные перспективы нашей мебели значительно улучшились бы. Неплохие экспортные перспективы у малого бизнеса в текстильной и фармацевтической отраслях. По моему мнению, время создать государственную структуру при Министерстве экономики (департамент), которая помогала бы продвигаться украинским товарам за границей.
— Какие практические последствия будет иметь для бизнеса подписанный Президентом законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия осуществлению предпринимательской деятельности» (№4581)?
— Настоящий документ значительно упростит процедуру организации бизнеса. Во-первых, им устанавливается бессрочная лицензия (ограничение действует лишь на пять видов бизнеса). На мой взгляд, это очень хорошо, ведь отныне предпринимателю не нужно каждые три года ходить по всем чиновническим учреждениям, собирать все документы заново и раздавать всем взятки. Во-вторых, законом вводится принцип «молчаливого согласия», которым сокращается до десяти дней процедура выдачи документов разрешительного характера. То есть, если в течение десяти дней (с момента приема у будущего предпринимателя всех нужных документов) от разрешительного органа не поступил отказ или разрешительный документ, то на 11-й день вы имеете право осуществлять хозяйственную деятельность, и к вам не могут быть применены штрафные санкции за это. Законом также предусматривается уменьшение уставного фонда во время регистрации предприятий до уровня одной минимальной зарплаты, а не ста, как было раньше. Думаю, что данный закон серьезно поднимет рейтинги украинской бизнес-среды, а количество предприятий вырастет на 30 — 50%.
— Не получится ли так, что закон написали хороший, но будет работать он плохо, как, например, механизм «единого окна»?
— Данный закон поможет родиться не одному успешному предприятию. Что касается эффективности работы «единого окна», могу привести оценку независимых экспертов USАID, которые утверждают, что само «единое окно» обеспечивает снижение коррупции при оформлении документации предпринимателями на 50%. А «молчаливое согласие» еще больше упростит организацию бизнеса.
— Сегодня в Украине некоторые политики и политические партии, в том числе, паразитируют на имени малого и среднего бизнеса. Как создать настоящее политическое лобби в парламенте для мелких предпринимателей и можно ли это сделать в нынешних условиях?
— На имени малого и среднего бизнеса сегодня спекулируют все. И избавиться от этого не удастся, даже если в парламент пройдет партия, которая задекларирует себя единственным защитником предпринимателей. Уж слишком разрозненными будут интересы у ее электората. Мне кажется, малому и среднему бизнесу необходим закон о лоббизме. В таком случае, с одной стороны, отраслевые ассоциации смогут открыто сотрудничать с разными политическими силами (как это в других странах мира) и на законодательном уровне защищать интересы своих членов. С другой же стороны, подписи народных избранников под тем или иным законом будут означать и четкую политическую ответственность конкретной политической силы за свои действия во время работы парламента. И уже по итогам пяти лет парламентской работы будущие избиратели-предприниматели оценят, какие политические силы действительно упрощали жизнь бизнеса, а какие только говорили.