В понедельник Украина и Россия, несмотря на некоторое охлаждение отношений, запустят очень важный совместный проект: в первый рейс отправится скоростной поезд «Киев— Москва». За Минтранс вообще можно только порадоваться — его чистая прибыль составила 936,6 млн. грн., что в 2,2 раза больше, чем в прошлом году. Особенно много заработала «Укрзализныця» — 648 млн. грн. Это, конечно, сумма немалая, но не стоит забывать, как подорожание железнодорожных грузоперевозок, вполне оправданное по словам министра, отразилось на производителях. И даже единые тарифы и единое окно оформления, созданные Минтрансом, положения не спасают.
Приятно, что радующийся своим прибылям Минтранс все- таки не отличается безудержным оптимизмом. У транспортных отраслей масса проблем. По словам Червоненко, инвентаризация показала, что изношенность технического фонда составляет 50%. Пока что возможность для реального обновления получит только «Укрзализныця» — во втором полугодии она приобретет три электровоза, два электропоезда и 20 вагонов. Не будет остановлена и программа по охвату сельских районов автобусным сообщением. Остальным же придется довольствоваться тем, что имеется в наличии.
А Минтранс тем временем займется старыми и новыми строительными проектами. В их число входят автобаны Киев—Одесса, Киев—Чоп, которые должны построить до конца года. Пока что обе эти дороги останутся бесплатными. Червоненко мотивировал это тем, что альтернативных путей сообщения (по крайней мере, на Одессу) нет, а заставлять людей ездить по проселкам — негуманно. Однако он тут же заявил, что во всем мире автобаны платные и, поскольку уж водитель экономит на нем топливо, время и амортизацию, то ему несложно заплатить за проезд. Но пока что людям дают время привыкнуть к этой мысли, и дороги открыты всем желающим. Особенно порадуются этому жители сел, находящихся по обе стороны одесской трассы. Ведь если дорога станет платной, ее наверняка огородят, и тогда, чтобы попасть через дорогу в дом напротив, человеку придется учиться летать.
Еще одним проектом — гордостью Минтранса является упоминавшийся выше пуск скоростного поезда «Киев—Москва». Без сомнения, дело нужное: добраться за девять часов вместо 15-ти до столицы соседнего государства — мечта многих бизнесменов, сотрудничающих с россиянами. А Евгений Червоненко, по-видимому, как раз и ратует за сотрудничество с «северным соседом». По- крайней мере, он заявил, что этот проект, связывающий Киев и Москву, не последний. Говоря об этом, он напомнил, что Россия — «наш постоянный стратегический партнер». В транспортной отрасли Червоненко хочет добиться того, чтобы рядом с каждой западной инвестицией стояла российская, а Украина была для них желанным лакомым кусочком.
Евгений Альфредович считает, что Украина привлекательна априори, и инвесторы всегда найдутся. Один из проектов Минтранса — крымская трасса для Формулы-1, где 15—18 сентября должен пройти один из этапов чемпионата Европы по ралли, планируется строить без копейки государственных средств. Как Бендер жителям Васюков, Червоненко обещает украинцам: «Вы не будете ничего давать, а будете только получать». А получит Украина, по словам министра, в случае успеха — сотни миллионов гривен налогов и до 200 тысяч туристов в курортное межсезонье.
И вообще, инвестиции в крымскую экономику занимают Минтранс очень сильно. Как сообщил Червоненко, 27 июля проходило совещание по инвестиционной политике в Крыму. На нем, в частности, было намечено привлечь инвесторов для строительства нового глубоководного порта и концессионной дороги. И кто же будет возражать против того, чтобы превратить Крым в образцово- показательный в плане транспортной инфраструктуры регион? Ведь хорошие дороги привлекут не только туристов, но и новых и новых инвесторов, которые вложат деньги в проблемный полуостров, зарабатывающий в основном на туристах. Пока же этот благословенный край — вовсе не рай для того, кто хочет туда попасть. Каждый, кто хоть раз брал летом билеты на юга, знает, как это сложно. Ни один год не обходится без так называемых билетных скандалов, связанных с махинациями и перекупщиками. Этот год не стал исключением. Однако, по словам Червоненко, Минтранс активно поработал над детенезацией торговли билетами и добился определенных успехов. Его слова подтвердил глава «Укрзализныци» Зенко Афтаназив. По его словам, на каждый день из Киева в крымском направлении есть 9,5 тысяч билетов, и поскольку бронь была уменьшена вдвое, купить их несложно. Однако совсем недавно автор пыталась за три недели взять билеты до Феодосии и, скажем прямо, это удалось не с первой попытки.
Но Минтранс борется с «тенью». По словам заместителя министра Николая Гордиенко, они уже изменили систему контрольно-ревизионных управлений и сделали их независимыми от контролируемых предприятий. Благодаря этому и другим мероприятиям, направленным против расхитителей государственной собственности, Минтранс уже выиграл 57 млн. гривен в судах.