Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Британская модель с украинским «акцентом»

Банкротство энергетики — дело прибыльное
30 мая, 2001 - 00:00


Национальная комиссия регулирования электроэнергетики прислала «Дню» в конце прошлой недели свое заявление относительно «скрытой приватизации объектов стратегического значения — предприятий топливно-энергетического комплекса». Пересказав факты, которые легли в основу скандала, комиссия оценила их как «подготовленные и тщательно спланированные меры, последствиями которых будет сворачивание в Украине начатых прозрачных процессов приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса и вывод из-под контроля общества реформирования в стратегически важном для государства секторе экономики». Документ, подписанный нынешним председателем НКРЭ Юрием Проданом, похоже, возлагает всю ответственность за состоявшуюся нелегальную приватизацию лишь на организаторов торгов, которые, в нарушение ст.12 Закона Украины «Об электроэнергетике», не известили НКРЭ о продаже энергообъектов и, соответственно, не имели согласия Комиссии. Ссылаясь на заявление правительства относительно скрытой приватизации ОАО «Донбассэнерго», Комиссия, как орган государственного регулирования в сфере электроэнергетики, в соответствии с представленными ей полномочиями, обещает осуществить действенные меры «относительно восстановления законности и защиты интересов общества». К самому этому заявлению и высказанным в нем прогнозам и намерениям трудно предъявлять какие-либо претензии. Разве что можно выразить удивление: до упомянутого заявления Кабмина, Комиссия не знала и не ведала, что творится на энергорынке? Иле же знала, но от заявлений и действий воздерживалась? И еще нельзя не напомнить об одной небольшой детали: нынешний председатель НКРЭ Ю.Продан, как известно, до недавнего времени бы руководителем того самого ГП «Энергорынок», которое, как опять же широко известно, и инициировало имущественные судебные иски к энергопредприятиям, имевшим долги перед подведомственным ему госучреждением. И кто же в этом случае должен нести ответственность за «подготовленные и тщательно спланированные меры, последствиями которых будут...»?

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»

За последний год руководители ТЭКа через подконтрольное госпредприятие (ГП) «Энергорынок», призванное быть распорядителем средств и системы расчетов оптового рынка электроэнергии, активно внедряли банкротства и аукционы в энергетике, ничего не сделав для разрешения долговых проблем этой отрасли. В результате государственное посредничество на рынке электроэнергии завершилось лавинообразной теневой приватизацией энергетических объектов. Дальнейшая распродажа имущества энергокомпаний на аукционах может привести к «непредсказуемым последствиям» как для энергосистемы, так и для украинской экономики в целом.

В качестве альтернативы руководители энергетических предприятий предлагают реформировать действующую систему отношений на энергорынке, чтобы упразднить монополизм в оптовой торговле электроэнергией. По их мнению, ГП «Энергорынок», как посредник, наделенный к тому же государственными полномочиями, является основным препятствием в избавлении энергокомпаний от долгов и кредиторов, которые хотят незаконной приватизации.

НАШ ПАРОВОЗ ИДЕТ В ТУПИК?

С момента появления первого сообщения о продаже электростанций «Донбассэнерго» написано много. Аукциону, как и предшествующим ему аналогичным торгам, даны умные экономические объяснения, а само наличие «теневой приватизации» поставлено некоторыми авторами под сомнение.

Между тем аукцион по продаже имущества «Донбассэнерго», как и имущества «Луганскоблэнерго» или «Донецкоблэнерго», действительно носит черты теневой приватизации со всеми вытекающими последствиями. Информацией об аукционе владел единственный участник. Так что конкуренция на торгах отсутствовала, и имущество компаний было распродано по ценам, в несколько раз ниже рыночных. Государственный бюджет от продажи имущества не получил ни копейки, а многочисленные государственные предприятия — кредиторы энергокомпаний практически потеряли надежду на возвращение миллиардных долгов. Покупатели приобрели имущество энергокомпаний без активов в виде дебиторской и кредиторской задолженности, которая, в скором времени, окажется инструментом для политических манипуляций в регионах.

Потерявшие имущество компании окончательно лягут «на дно» в финансовом отношении, а об уплате налогов можно будет забыть.

Энергетические объекты приобретены либо банками, либо неизвестными покупателями, об уровне соответствующего «энергетического» профессионализма которых остается лишь догадываться. При продаже никто не взял какие-либо обязательства с новых собственников относительно дальнейшего использования проданного им имущества. Владельцы трех электростанций «Донбассэнерго» и сетей «Луганскоблэнерго» сегодня не имеют лицензий на право их эксплуатации и не ответственны перед законом.

Укрсоцбанк, к примеру, может принять решение демонтировать трансформаторные подстанции, провода и опоры в Луганской области. Никаких санкций за этим не последует. Банк потенциально мог бы продать кое-что из демонтированного имущества в Одесской и Винницкой областях, электросети которых пострадали от стихийного бедствия. Учитывая масштабы «Луганскоблэнерго», не исключено, что выручка от операции превысила бы 115 млн. грн., за которые Укрсоцбанк приобрел имущество компании на аукционе. Остается лишь надеяться, что руководство банка не воспользуется предоставленной возможностью.

О том, что ожидает украинскую энергетику в случае, если продолжится скупка энергокомпаний на секретных аукционах, рассуждали директора Совета энергорынка на заседании 17 мая. Члены Совета — народ в области электрификации компетентный и прислушаться к их мнениям стоит. По их данным, судебная ветвь власти удовлетворила на середину мая исковые заявления ГП «Энергорынок» к 15 энергопоставляющим компаниям, а значит, имущество любой из них после очередного праздника может оказаться проданным на аукционе.

Это означает, что конкурсная приватизация следующих 12 облэнерго находится под угрозой срыва, и бюджет не получит запланированных денег. Следовательно, от Украины отвернутся зарубежные доноры и кредиторы, а страна останется абсолютно стерильной от инвестиций.

Это означает, что хилый фондовый рынок Украины рискует окончательно обрушиться, а отечественный капитал будет вынужден и впредь искать убежище в оффшорных зонах.

Это означает, что действующая структура электроэнергетической отрасли, создаваемая с середины девяностых, может погибнуть, то есть потребители электроэнергии увидят вместо «прозрачного» энергорынка никому не подконтрольные региональные монополии.

Это означает, наконец, что идея реформ в Украине рискует оказаться окончательно скомпрометированной.

ВЕРХИ НЕ МОГУТ

Представители энергетических предприятий все больше склоняются к выводу о невозможности вывести энергокомпании из долгового тупика и покончить с теневой энергетической распродажей традиционными административными методами. Во-первых, «Энергорынок», как оптовый торговец электроэнергией, сыграл основную роль в раскручивании судебно-исковой работы по отношению к энергопоставщикам и «организовал» эксперимент по продаже имущества «Луганскоблэнерго» на аукционе. Подчиняясь напрямую Кабинету Министров и не отвечая никаким имуществом по долгам перед генерирующими компаниями, госпредприятие заняло удобную позицию в процессе «банкротства» облэнерго. Последствия банкротств «Энергорынок», похоже, мало волнуют.

Во-вторых, государственные компании в лице того же «Торгового дома «Газ Украины» или его дочерней «Энергетика и топливо Украины» активно банкротят «на другом конце провода» генерирующие компании, не замечая гимнов Кабмина в «защиту государственных интересов» на стратегических предприятиях.

Таким образом, государственное посредничество на оптовом рынке спровоцировало безнадежную для энергетиков ситуацию. «Энергорынок» банкротит облэнерго, после чего генерирующие компании теряют возможность взыскать с поставщиков долги и попадают, в свою очередь, в безнадежную долговую зависимость от других государственных кредиторов.

В-третьих, с момента возникновения прецедента с продажей на аукционе части электросетей «Донецкоблэнерго» в июне 2000 г. правительство и пальцем не пошевелило для реструктуризации или списания долгов энергокомпаний. Вместо этого были предприняты попытки введения внешнего управления в энергокомпаниях. Некоторые аналитики объясняли это желанием «подчинить» предприятия энергетики определенным коммерческим структурам.

В ходе подготовки конкурсов по продаже первых шести облэнерго государственные менеджеры к тому же продемонстрировали полную несостоятельность в разрешении долговых дел. Госрезерв, к примеру, до сих пор отказывается реструктуризировать долги генерации на сумму реструктуризированной задолженности шести облэнерго перед ГП «Энергорынок».

В-четвертых, руководство Кабинета Министров вместе с руководством Министерства топлива и энергетики на волне расширяющейся аукционной распродажи энергообъектов занято передачей контрольного пакета акций «Киевэнерго» в коммунальную собственность Киева в обмен на какие-то здания. При этом компания остается на сегодня единственной энергетической «голубой фишкой» на фондовом рынке Украины. По оценкам экспертов, продажа «стратегическим инвесторам» контрольного пакета акций компании на «прозрачном» конкурсе смогла бы пополнить государственный бюджет не менее чем на $100 млн. Вместо пополнения казны круглой суммой, высокие должностные лица с Грушевского, похоже, создают супермонопольное энергетическое объединение, сама структура которого противоречит принципам рыночного устройства электроэнергетической отрасли в Украине.

Киевский пример выглядит привлекательным, возможность его распространения в регионах — логичным. Так что можно ожидать, что региональные бизнес- группы активизируют теневую скупку энергетических мощностей всевозможными способами.

И, наконец, в-пятых, Кабинет Министров поручил руководителям соответствующих ведомств, включая председателя Нацкомиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) Юрия Продана, подготовить законопроект об оптовом рынке электроэнергии. Однако роль Юрия Васильевича в развертывании судебно-исковой работы по отношению к облэнерго во время пребывания его в должности директора «Энергорынка» общеизвестна. Вероятно, излишним будет высказывать сомнение в том, что появится более прогрессивная редакция законопроекта. Уж слишком много шансов, что авторы сохранят прежние принципы работы, а ГП «Энергорынок» будет и дальше разделять генерацию и энергопоставщиков.

ПОСРЕДНИКАМ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

Наиболее верным способом приостановить распродажу имущества энергокомпаний «с молотка» может стать введение временного моратория на банкротство предприятий ТЭК на уровне Верховной Рады. Однако, по мнению участников энергорынка, эта мера не способна улучшить финансовое состояние энергокомпаний, отягощенных многомиллиардными долгами, и не может предотвратить их последующий крах после отмены моратория.

В качестве радикальной оздоровительной меры предлагается упразднение функций ГП «Энергорынок», как оптового торговца электроэнергией, с переходом на прямые хозяйственные отношения между генерирующими компаниями и энергопоставщиками. С ликвидацией государственной посреднической структуры долги облэнерго за электроэнергию перед оптовым рынком можно было бы распределить между производителями электроэнергии по территориально-пропорциональному принципу. В этом случае долги энергопоставщиков, расположенных в западных регионах, можно, к примеру, перевести на генкомпанию «Западэнерго», а также, частично, на «Энергоатом» и «Днепргидроэнерго». Представители облэнерго считают, что энергокомпании в случае «прямого контакта» могли бы изыскивать эффективные механизмы избавления от налогового бремени и быть более устойчивыми в отношениях с кредиторами. К примеру, вряд ли бы «Донбассэнерго» позволил Укрсоцбанку приобрести по дешевке имущество своего основного дебитора «Луганскоблэнерго». «Уж лучше бы банкротил «Луганскоблэнерго» сам «Донбассэнерго» — логично произнес как-то один из директоров Совета энергорынка.

Возможность заключения прямых договоров между производителями и поставщиками электроэнергии в Украине является предметом извечного спора.

В середине девяностых украинская модель энергорынка была скопирована с британской в контексте структурной реорганизации отечественной электроэнергетической отрасли по функциональному принципу.

Если верить зарубежным специалистам, украинский энергорынок напоминает британский по форме, и абсолютно противоположен ему по содержанию.

В рамках британского оптового рынка (pool) около 80% электроэнергии реализуется по прямым контрактам между генерирующими компаниями и дистрибьюторами (так называемые «контракты на разнице»). В Англии существует механизм свободного ценообразования на оптовом рынке электроэнергии независимо от вида генерирующего источника, что обеспечивает конкуренцию между производителями, снижение цены электроэнергии и строительство новых эффективных электростанций.

Британское правительство регулирует тарифы на передачу электроэнергии исключительно для естественных монополистов (дистрибьюторов) и совершенно не вмешивается в работу оптового рынка, который живет по биржевым законам. Введение системы pool в Англии обеспечило коммерческую заинтересованность в строительстве парогазовых электростанций, снизило тарифы на электроэнергию, начиная с восьмидесятых годов, на 30%.

Конечно, нет смысла слепо копировать чужую модель. Однако принципы конкуренции и функционального разделения в энергетических моделях сегодня считаются приоритетными для всех экономически развитых стран.

Поэтому предложения участников украинского энергорынка заслуживают быть услышанными уже новым правительством.

Олег КИЛЬНИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ