Война на востоке отвлекает у руководства страны массу сил и времени. Тем не менее, в поле зрения Президента Украины остаются и проблемы экономики, причем не только сегодняшние. Как писал «День», в среду Петр Порошенко подписал указ, которым постановил создать Национальный совет реформ — специальный консультационный орган при Президенте по вопросам внедрения в Украине единой государственной политики реформ. Его главой будет сам Президент, а в состав могут войти, по согласию, спикер парламента, премьер-министр и другие члены правительства, глава Нацбанка, руководители парламентских комитетов, представители общественности.
Впрочем, на сегодня главной реформой для Украины является имплементация Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Оно, как известно, подписано и даже ратифицировано некоторыми европейскими странами. Но Украина с этим пока не спешит — ратификацию намечается провести в сентябре. Комментируя замечание о якобы затягивании этого процесса, заместитель главы Администрации Президента Украины Валерий Чалый ответил: «Мы не медлим». При этом он подчеркнул необходимость взвешенного подхода к ратификации. Если Соглашение ратифицировать сейчас, полагает он, то бюджет страны потеряет около 560 миллионов гривен, обеспеченных благодаря льготам Евросоюза, который ввел для Украины автономный таможенный режим. «Сейчас экспорт идет в Европу свободно, — объясняет Чалый, — Если мы сейчас ратифицируем Соглашение, то оно вступает в действие таким образом, что мы теряем два месяца очень выгодного режима, — это 560 миллионов гривен».
«Задержка ратификации используется политическими противниками Президента Украины для его критики, — отмечает экс-министр экономики, эксперт по экономике и финансам Виктор Суслов, — хотя на самом деле дата ратификации этого Соглашения никакого значения не имеет, как и ведущиеся сейчас консультации между Украиной и Российской Федерацией. Политические отношения уже настолько ухудшились, что очень сложно рассчитывать на достижение каких-либо договоренностей и стабилизации торговых отношений».
Эксперт констатирует, что страны ЕС сегодня доминируют в объеме украинского экспорта. На них приходится 33,5%, и за год его рост составил 15,3%. Вместе с тем, по его мнению, качественный состав этого экспорта определяется товарами сырьевой группы, тогда как роста экспорта готовых товаров не наблюдается, и это, по словам Суслова, достаточно тревожно. Он отмечает, что компенсации сокращения экспорта продукции с высокой добавочной стоимостью в Россию и страны СНГ за счет роста ее поставок в ЕС не происходит. Не радует его и существенное сокращение импорта в Украину как из России, так и из ЕС, к чему привела девальвация гривны. Невозможность роста экспорта готовой продукции в ЕС связано с ее несоответствием техническим регламентам и стандартам, принятым в странах Европы. Суслов ссылается на заявление президента УСПП Анатолия Кинаха, который считает, что изменение тех регламентов и стандартов потребует от Украины потратить за десять лет $200 миллиардов. Экс-министр все же надеется, что при ратификации в Верховной Раде Соглашения об ассоциации украинский бизнес еще скажет свое слово в открытой общественной дискуссии по этому вопросу...
«Скорость происходящих в мире изменений, — говорит директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, — сейчас настолько высока, что их эффект проявляется гораздо раньше, чем это было совсем недавно». Он обращает внимание, что на мировых финансовых и товарных рынках сегодня «как-то очень тихо». На протяжении последних четырех недель эксперт не видит никаких серьезных подвижек. И даже уровень колебаний на рынках в условиях конфликтов в Украине и секторе Газа (Палестина) отличается низкой волотильностью.
Эксперт прогнозирует, что вследствие этого затишья перед бурей, в конце концов, пострадают все — масса игроков мирового экономического пространства. Поэтому экономист одобряет стремление Украины самостоятельно решать свои задачи. Но подчеркивает: «С другой стороны, мы вправе рассчитывать на дополнительную помощь и дополнительный толчок от кого бы то ни было». И уточняет: «Эта задача лежит на европейских странах». По его мнению, «Соглашения об ассоциации недостаточно для того, чтобы помочь Украине выбраться из того кризиса, в котором мы сейчас пребываем. Полмиллиарда евро, которые мы можем получить дополнительно до конца этого года за счет снижения или отмены ЕС торговых тарифов, не компенсируют потери по другим направлениям».
25% падения украинского экспорта в Россию, говорит Устенко, может сильно ударить по росту ВВП нашей экспортоориентированной страны. Не выручит, по его мнению, и девальвация, несколько способствующая импорту, но сказывающаяся на уровне жизни населения. Эксперт подчеркивает, что «модель украинской экономики, где ею, а заодно и политикой, рулят олигархи, не работает и не будет работать в будущем». По его мнению, большинство олигархов «инвестировали в эту страну ровно столько, сколько было нужно для того, чтобы сохранять свои компании на плаву». А если бы можно было инвестировать меньше, то они бы именно так и делали, говорит эксперт. При этом олигархи ссылались на плохой инвестиционный климат и искали для своих вложений страны, где этот климат лучше, а прибыль на вложенные деньги приблизительно такая же. И, понятно, что они были заинтересованы в консервации плохого инвестиционного климата, который при их политических связях давал им дополнительную ренту, продолжает Устенко, хотя на словах и требовали улучшения этого климата.
Отталкиваясь от своего анализа ситуации, экономист подчеркивает, что если не стремиться к изменениям, последствия могут быть катастрофические. По его мнению, возможны новые социальные взрывы или приход к власти популистов. Часть политиков, отмечает эксперт, готова предложить населению нереализуемые популистские идеи, особенно опасные в стране, находящейся в состоянии военных действий. В связи с этим он рассказывает об инициативе Фонда Блейзера по возрождению украинской экономики, к которой уже присоединилось несколько крупных американских компаний. «Необходимо будет восстанавливать страну», — говорит Устенко и возвращается к проблеме ратификации Соглашения об ассоциации. «То, что мы не спешим это делать, — это не просто удар по нашему имиджу в глазах европейцев. Мы выглядим людьми, которые не понимают, чего хотят».
Суслов считает, что для Украины было бы очень хорошо, если бы Запад пошел на создание для Украины нового плана Маршалла, но отмечает, что пока таких предложений не было. Он уверен, что Украина получит дополнительные объемы военной помощи, для чего, возможно, будут предоставлены кредиты.
Устенко не возлагает особых надежд на помощь Украине со стороны. «У нас нет никакой точки опоры, — говорит он и добавляет: — Никакой. Рассчитывать на кого бы то ни было мы не можем». «Но нет ничего невозможного, — тут же замечает он, — Западная Европа по плану Маршалла (его объем составлял $13 миллиардов, сейчас это полтриллиона) смогла восстановить разрушенные сектора экономики, в том числе машиностроение, которое, казалось бы, было безвозвратно потеряно». «Да, мы сможем восстановить свою экономику, — повторяет Устенко, — но зацикливаться только на Европе неправильно. Украина должна играть одновременно на многих направлениях. Было бы толково и правильно заключить ЗСТ с Канадой, Турцией, Израилем и с целым рядом других стран».