Сегодня-завтра депутаты будут голосовать по поводу изменений в бюджет на этот год. Сэкономленные средства предлагают направить на урегулирование военной ситуации в стране, сказано в правительственном законопроекте №4308а «О Государственном бюджете Украины на 2014 год». Среди предложенных КМУ изменений — увеличение предельного объема государственного долга почти на 22,6% (до 814, 279 миллиарда гривен). Причина этого — существенная девальвация гривни (причем долги Украины в иностранной валюте составляют около 60%) и капитализация НАК «Нефтегаз Украины», сказано в объяснительной записке к законопроекту. Доходы бюджета планируется увеличить на 1,6% (до 378,865 миллиарда гривен), расходы — на 1,4% (до 442,631 миллиарда гривен).
Наполнять бюджет Кабмин планирует двумя способами.
Первый — увеличение налоговых поступлений: как, скажем, повышение налога на доходы физических лиц (принесет 3,3 миллиарда гривен), отмена освобождения от НДС поставки лесоматериалов, топливной древесины, отходов лесоперерабатывающей промышленности (0,4 миллиарда гривен). Также предлагается увеличить ставку платы за пользование недрами для добычи нефти, газового конденсата и природного газа, от чего доходы бюджета вырастут на 9 миллиардов гривен.
Второй способ — сокращение расходов. Причем экономить планируется чуть ли не на всем — от финансирования государственного контроля, содержания учреждений приведения в исполнение наказаний и медицинских учреждений органов внутренних дел (сэкономит до 45 миллионов гривен) до содержания органов прокуратуры (принесет 351 миллион гривен). В частности, как указывается в объяснительной записке к законопроекту, отказ Украины от председательства в СНГ и оптимизация расходов на осуществление мер по обеспечению участия Украины как предварительно председательствующего в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в троице ОБСЕ позволяет сэкономить почти 8,6 миллиона гривен. Еще 4 миллиарда гривен, по подсчетам Кабмина, бюджет пополнят поступления в рамках программ помощи Европейского Союзу
Из сэкономленных средств около 16, 931 миллиарда гривен КМУ хочет направить на финансирование мероприятий по проведению АТО, ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также — на размещение переселенцев из временно оккупированных территорий, возобновление объектов социальной сферы, разрушенных во время проведения военный действий. Более 37 миллионов гривен правительство предоставит для аппаратов военных атташе за рубежом, в частности, на обеспечение военнослужащих Главного управления разведки Минобороны. Еще 4 миллиона — на приобретение медикаментов для обеспечения детей, больных редкими заболеваниями (согласно новой бюджетной программе КПКРК 2301210 «Приобретение медикаментов для обеспечения детей, больных редкими заболеваниями»). Также 198 миллионов гривен пойдут на функционирование зарубежных дипломатических учреждений Украины и расширение сети собственности Украины для потребностей этих учреждений.
Оценить изменения в бюджет «День» попросил финансовых экспертов.
Виталий ШАПРАН, главный финансовый аналитик рейтингового агентства «Эксперт-рейтинг»:
— Рост государственного долга на 22,6% на фоне снижения ВВП на 3% в первом полугодии — это негативный сигнал, прежде всего, для кредитной возможности страны и государственных облигаций. Но при этом остается высокий уровень поддержки международных организаций, в том числе и Всемирного банка и ЕБРР.
Эти противоречия могут привести к тому, что придется увеличивать количество займа. Национальный банк и так сегодня держит почти 60% облигаций — что не совсем нормально. Это также может привести к росту процентных ставок доходности ОВГЗ (согласно новому законопроекту, Кабмин может осуществить выпуск облигаций внутреннего государственного займа в пределах не 33,337 миллиарда гривен, как было раньше, а 103,927 миллиарда гривен). Наличие дефицита, скорее всего, будет погашаться за счет внутренних заимствований.
Анатолий БАРОНИН, директор Аналитической группы Da Vinci AG:
— Учитывая боевые действия на территории Донбасса и невозможность создания условий для существенного поступления инвестиционных средств, заимствование является единственным путем решения вопросов восстановления инфраструктуры и финансирования АТО. Агрессия РФ вносит, к сожалению, свои коррективы в экономику Украины. Те расходы, которые Украина должна была обеспечивать в годы независимости, необходимо обеспечивать сегодня очень интенсивно в условиях непровозглашенной войны.
Но ситуация не критична, поскольку сегодня рынки заимствований для Украины открыты, и мы имеем полную поддержку развитых государств. Я не вижу альтернативы указанным расходам, в частности, и финансированию иностранных дипломатических представительств.
Чтобы компенсировать потери, Киеву нужно активно искать и выходить на новые рынки. Это возможно сделать лишь при поддержке государства. Но, скажем, если рассматривать рынок Африки, то Украина не имеет представительств в большинстве стран южнее Сахары. То есть не может продвигать экономические интересы в регионе. По нашим расчетам, потенциал рынка Африки и Ближнего Востока полностью может компенсировать потери даже от полной потери рынка РФ. Поэтому такие бюджетные расходы вполне обоснованы.
P.S.: Несмотря на это, неизвестно, когда Верховная Рада будет рассматривать поправки к государственному бюджету. Ведь в повестку дня вчерашнего заседания парламента законопроект так и не был внесен. Зато нардепы рассматривали проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», который касается перераспределения расходов, предусмотренных Министерству энергетики и угольной промышленности в поддержку угольной отрасли. Автор законопроекта — народный депутат Виктор Турманов.