У же больше одиннадцати лет действует в Украине закон об энергосбережении. Но всегда ли и во всем он выполняется? Уделяется ли надлежащее внимание этому важнейшему на данный момент направлению в деятельности отечественной экономики? Сразу же отмечу: лед начинает трогаться. На недавней встрече с журналистами деловых изданий Президент Украины Виктор Ющенко указал, что среди возможных приоритетов в использовании средств, полученных от приватизации «Криворожстали», должна быть оптимизация энергопотребления в коммунальном, бюджетном и индустриальном секторах.
По данным Госкомэнергосбережения Украины низкая энергоэффективность стала одним из основных факторов кризисных явлений в украинской экономике. Так, в структуре расходов на производство промышленной продукции в первой половине 90-х гг. прошлого века почти втрое возросла стоимостная составляющая энергоресурсов в материальных расходах на эту продукцию, достигнув 42% их общего объема. И только начиная с 1997 года начались некоторые реальные сдвиги, направленные на улучшение ситуации, связанной с энергоэффективностью. Если энергоемкость ВВП в течение 1990—1996 годов возросла на 42% и почти стабилизировалась в 1997—1999 годах, то с 2000 года наблюдалось ее существенное снижение. Впервые в истории Украины рост ВВП был достигнут при одновременном сокращении потребления первичных топливно-энергетических ресурсов.
Конечно, были и существуют проблемы при применении мер по энергосбережению, формированию энергосберегающего мировоззрения наших граждан — и рядовых потребителей, и руководителей всех уровней. И здесь возникает одна из неотложных проблем — человеческий фактор. Почему, направляясь в Европу, мы еще и до сих пор не приблизились до уровня энергетического мировоззрения, характерного для любого рядового европейца? Как формировать это мировоззрение? Какая роль в этом местных органов власти?
Отвечая, сошлюсь на практику и проблемы организаций, где мне пришлось работать. В частности, важным шагом к повышению энергоэффективности стало введение бюджетной программы «Межотраслевые энергосберегающие меры», которой финансировались энергоэффективные проекты. В рамках этой программы Госкомэнергосбережения заключил в 2001 году 80 договоров на соответствующие проекты для бюджетных учреждений, предприятий и организаций. На тендерных условиях в 2001 году исполнителем двух проектов программы было определено и предп риятие «Укрэнергосбережение». Речь идет о договоре по оценке потенциала ввода в эксплуатацию малой ГЭС мощностью 50 кВт (объем финансирования 120 тыс. грн.) и договор на разработку и реализацию комплексных мер энергосбережения в школах и больницах Ужгорода и Мукачево (объем финансирования 200 тыс. грн.). Идею этих проектов подали в совместном обращении руководители Закарпатской областной госадминистрации и Закарпатского областного совета народных депутатов. И работы над ними в 2001 году начинались очень энергично. Но потом пошли «ухабы и овраги».
Для выполнения проекта по малой гидроэнергетики нами была привлечена ведущая в этой отрасли компания — ОАО «Укрводпроект», которая является главным исполнителем в разработке мер против наводнений для Закарпатья и владеет уникальной гидроэнергетической и картографической информацией. Выполненный совместно проект учитывает все требования по строительству таких сооружений и является фактически первым комплексным проектом малой ГЭС для Украины. Кроме того, в рамках договора на первом этапе его выполнения разработано комплексное исследование «Оценка технического и экономического гидропотенциала рек Закарпатья». Реальная стоимость полученных результатов значительно превышала запланированную общую стоимость работ. При этом наши предприятия согласились на довольно низкую цену, поскольку понимали важность этих проектов не только для Закарпатья, но и для Украины в целом.
Кроме того, на начальном этапе в 2001 году Закарпатская облгосадминистрация обещала, что после сооружения демонстрационного объекта приложит все усилия для осуществления его тиражирования на десятках «площадок» в Закарпатьи. Но, как потом выяснилось, наши надежды на развитие проекта были напрасными. В течение периода 2001 г. — май 2005 г. сотрудничество между «Укрэнергосбережения» и Закарпатской облгосадминистрацией осуществлялось успешно. Мы плодотворно сотрудничали с такими руководителями, как В. Линтур, Е. Нусер, В. Черепаня, О. Иванчо. По нашему мнению, они проявили себя профессионалами, которые понимают значение энергоэффективности, внедрения нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии. Работы по договору выполнялись АО «Укрэнергосбережение» в течение 2002—2004 годов за счет авансов и собственных средств. Все документы оформлялись вовремя и без замечаний. Конкретное место монтажа малой ГЭС на р. Боржава на участке у санатория «Човен» (Свалявский район) в рамках многовариантного выбора было определено руководством Закарпатской облгосадминистрации. При этом она обратилась в Госкомэнергосбережения Украины с просьбой профинансировать в 2005 году выполнение договора. И комитет пошел навстречу, предусмотрев на эту цель 40 тысяч гривен за счет программы «Межотраслевые энергосберегающие меры».
Материалы рабочего проекта были выполнены вовремя и направлены в Закарпатье еще в начале 2005 года. Однако только 10 ноября представленный пакет документов был согласован местной властью. Как следствие, выполненные нами работы до сих пор не оплачены, а все планы по строительству и вводу в эксплуатацию в этом году демонстрационной малой ГЭС сорваны. Другое, и не менее значимое следствие заключается в том, что предприятие «Укрэнергосбережения» теперь не может вовремя провести финансовые расчеты за выполненные работы с ОАО «Укрводпроект» и вынуждено отвлекать значительные ресурсы на разрешение проблем, которые возникли не по нашей вине.
Но ведь построение малых ГЭС в этом регионе может существенно улучшить не только энергетический баланс, но и социально-экономическую ситуацию в горных районах, снизить социальное напряжение в депрессивных населенных пунктах. Ведь ежегодный экономически целесообразный гидроэнергетический потенциал малых рек Закарпатья составляет 1357 МВт.час (это более чем 36% общего гидроэнергетического потенциала малых рек Украины). Почему же местные руководители, которые олицетворяют новую власть, так относятся к этим важным резервам?
Не обошлось без проблем и при разработке и реализации мер по энергосбережению в школах и больницах двух упомянутых городов Закарпатья. Недостаточное финансирование из бюджетной программы «Межотраслевые энергозберегающие меры» не позволило Госкомэнергосбережения финансировать работы по отмеченному договору в течение 2001—2004 г.г. В 2005 году по просьбе Закарпатской облгосадминистрации договор все же профинансировали в полном объеме. Но, как не удивительно, ныне Закарпатская облгосадминистрация решила его не продолжать, т.е. не реализовывать конкретные энергосберегающие проекты в социальной сфере Ужгорода и Мукачево. Все это иллюстрирует внутреннюю установку местных руководителей в отношении инновационных решений в сфере энергосбережения, нетрадиционных и восстанавливаемых источников энергии. И как можно воспитать современное европейское отношение к энергосбережению у бытовых и промышленных потребителей, если даже руководители областей нередко демонстрируют в этом вопросе откровенную незаинтересованность и равнодушие.