Украине следует либерализовать таможенное законодательство на основе торговых правил своих основных торговых партнеров. Об этом говорится в результатах исследования Института экономических исследований и политических консультаций ( ИЭИ).
Торговый режим Украины де-юре открытый, говорят специалисты ИЭИ. В частности, наше государство имеет немного торговых ограничений, например, квоты. На ряд товаров, как-то семена подсолнечника, КРС, кожа, газ, лом некоторых металлов действуют экспортные пошлины. Но на большинство товарных линий установлены низкие ввозные пошлины: средняя таможенная ставка на агропродукцию составляет 9,5 %, для промышленных товаров — 3,7. «Украина — одна из 15 стран в мире с низкими средними ставками ввозных пошлин», — подчеркивает научный сотрудник ИЭД Константин Кравчук. Но де-факто ее торговый режим — не благоприятный, говорит он. Подтверждение тому — 145 место в рейтинге Doing Business из 185 стране по легкости ведения международной торговли. К тому же, говорит эксперт, расходы на экспортные и импортные операции очень большие. «В среднем импортер должен уплатить 2155 долларов, заполнить 8 документов и потратить 33 дня, чтобы ввезти в Украину контейнер. Аналогичные показатели для стран ОЭСР составляют 1080 долларов, 4 документа и 10 дней», — добавил он. Поэтом , двигаясь навстречу странам ЕС, говорит он, Украина должна позаботиться о либерализации таможенных правил игры. «Зона свободной торговли с ЕС обеспечит дополнительный прирост ВВП в объеме от 4 до 11 % в долгосрочной перспективе», — подытожил он.
Об успешном опыте реформирования границы «Дню» рассказал присутствовавший на презентации результатов директор европейских исследований грузинского Фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили. Он сводится к следующему: 85% (или 9500 товарных линий) в Грузии вообще не облагаются пошлиной, средняя связанная ставка РНБ составляет 7,5% (максимум 12%, за исключением табачных изделий — 30%); ставка 5% действует для 63% товарных позиций (большинство — овощи и сыры), 12% пошлины — для 1300 позиций (в основном, пищевые продукты) и еще 130 товаров облагаются специфическими ставками (преимущественно алкоголь). В первые три года после либерализации «границы», говорит эксперт, ВВП Грузии рос на 10—12%, а в последующие — на 5—6%. За основу для таможенных реформ в Грузии принимали сингапурский и европейский опыт. Последний применили в части освоения сертификации, сокращение лицензий, борьбы с коррупцией, — детализирует грузинский эксперт. Но процесс интеграции с ЕС вынудил Грузию создать новые институты, например, Агентство по безопасности питания. Благодаря либерализации границы Грузия достигла значительного экономического роста: по последние 10 лет экспорт вырос в 5 раз, импорт — в семь. Но, продолжает он, за последние 5 лет темпы экономического роста экспорта превышают импорт. Благодаря такому комплексу действий, говорит Каха Гоголашвили, Грузия рассчитывает усилить приток европейских инвестиций. «Такая ситуация может произойти и в Украине», — добавляет он.
Как Украине либерализовать свою границу, стоя на пороге двух торговых интеграционных объединений «Европа торгует с Россией, как и остальные страны мира. И РФ никуда не пойдет из-за того, что Украина выберет прогресс. А прогресс сейчас в Европе. С Россией надо иметь хорошие торговые отношения, но когда речь касается общих норм и введение общих интеграционных схем, то Украине следует связывать с ЕС, а Россия рано или поздно сама придет в Европу. У нее нет другого выхода. Сейчас Россия хочет создать свой центр, собрав все постсоветские страны, и закрыться от Европы. Для Украины, как и для других участников СССР — это абсолютно неприемлемая перспектива, потому что в таком случае они потеряют свободу», — дает свои рекомендации как действовать дальше грузинский эксперт.
Директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан рассказала, что институт изучал последствия для экономики Украины различных вариантов торговых интеграций. Так вот вариант глубокой и всеобъемлющей торговли с ЕС по показателю благосостояния демонстрирует прирост от 4,3 % до11 , 8 % (с Таможенным союзом соответственно от –0,5% до –3,7%) , импорта — 2,6—5, 9% (–2,9 % в –4,3%) экспорта — 2,8—6,3% (–3,1% к 4,6 %), изменение заработной платы рабочей силы — от 1,2% до 5,7% для не квалифицированой и до 5,5% для квалифицированной (–0,9% до – 2,8%). По ее словам, ЗСТ с ЕС также улучшит общий инвестиционный климат Украины, усилит в долгосрочной перспективе конкуренцию на энергетическом рынке и развитие энергоэффективность, производство чистой энергии и диверсификации энергоносителей. А вот членство в Таможенном союзе консервирует проблему энергозависимости. Кроме того, говорит эксперт, ЕС (в отличие от МС) сохраняет возможность осуществления независимой торговой политики для Украины в отношении остальных стран мира. В Таможенном союзе, продолжает она, ставится крест для его участников на самостоятельном заключении торговых договоров с другими странами, потому что все эти права перейдут соответствующим органам. И напоследок, добавляет Мовчан, присоединение к Таможенному союзу положит на нашу страну бремя повторных переговоров и выплаты компенсаций в рамках ВТО, так как ввозные пошлины Украины в целом ниже, чем у участников этого союза.