Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан в среду сообщил, что восстановлению (из-за затопления) не подлежат шахты с общим объемом добычи 300 тысяч тонн угля в месяц. И он же опроверг премьер-министра Украины Арсения Яценюка, который на заседании правительства сообщил о «беспрецедентном погашении долгов (государством. —Авт.) за использование энергоносителей по всей территории Украины». Продан, который на выборы не идет и в рейтингах не нуждается, безапелляционно заявил: «Бюджетные средства на территории, неподконтрольные украинской власти, не пойдут». Это, наверняка, правильно. Но тогда получается, что так называемые «особые территории» — это уже не Украина?
ДОНБАСС ДОЛЖЕН БЫТЬ МОДЕРНИЗИРОВАН ПО-ЕВРОПЕЙСКИ
Впрочем, главе Госагентства по восстановлению Донбасса Андрею Николаенко, который ранее работал первым заместителем губернатора Донецкой области, говорить такое совершенно непозволительно. Он даже рассказывает о работе над проектами по восстановлению этого края и уточняет, что все приходится делать с колес. Он уверен, что вне Украины Донецкий край еще может как-то выжить, а стать независимым и при этом экономически успешным — нет. И тем более это относится, по его словам, к территории так называемых ДНР и ЛНР, где предприятия превратились в объекты для потенциального мародерства. Их режут на металлолом, а продукцию часто грабят. В качестве примера Николаенко называет Краматорский ферросплавный завод, который попытался отправить ее заказчикам. Но поезд в пути остановили боевики, разгрузили несколько вагонов и затем продавали их содержимое за треть стоимости.
Глава агентства говорит о стратегии восстановления. Сейчас на первом плане, по его словам, краткосрочные меры, направленные на то, чтобы обеспечить людям выживание, особенно в зимнее время. Главное — подать теплоносители. Сейчас для этого принимаются все возможные меры. Если перемирие удержится, то, уверен Николаенко, сможем восстановить теплоснабжение и, следовательно, выстоять и выжить. В этом, по его мнению, может помочь малый и средний бизнес, который из-за оккупации городов и сел боевиками сильно пострадал — «схлопнулся», но после освобождения первым возрождается во всех населенных пунктах и уже открывает свои предприятия.
Впереди у агентства — создание стратегической программы восстановления Донбасса. Николаенко считает, что он должен быть не просто отремонтирован, а модернизирован, и все его инфраструктурные объекты воссозданы по европейским стандартам. За это уже берутся энтузиасты, которые начинают создавать рабочие места, производить продукцию и даже пытаются договариваться с боевиками о ее вывозе заказчикам. Большие надежды у агентства на конференцию доноров, которую планируется провести в ближайшее время. Уже есть предварительная договоренность с Европейским инвестиционным банком, который готов выделить кредиты донецким предприятиям под очень хорошие условия. Николаенко утверждает, что кредитные ставки для Донбасса будут где-то на уровне 2% годовых.
ЗАМОРОЗИТ НЕ ЗИМА, А БЮРОКРАТИЯ
Пока что не до оптимизма генеральному директору компании ДТЭК, главе антикризисного штаба энергохолдинга Дмитрию Сахаруку. По его словам, чтобы поддержать энергосистему Украины, компания импортирует антрацитовый уголь за счет собственных средств, но уже почти исчерпала свои возможности. Дело в том, что уголь отгружается только по предоплате, а государственный регулятор — Национальная комиссия регулирования рынка энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) — должна ДТЭК два миллиарда гривен. «Эти средства могли бы покрыть расходы на импортный уголь», — говорит Сахарук.
«Нас заморозит не зима, а бюрократия, — считает он. — Завтра (9 октября) будет заседание регулятора, но я сомневаюсь, что необходимые решения по задолженности будут приняты». Генеральный директор критикует энергогенерирующие компании за то, что не платят за так называемый газовый уголь, добывающийся на территориях, подконтрольных Украине, и Министерство инфраструктуры, которое опасается выделять ДТЭК подвижной состав для транспортировки угля на теплоэлектростанции. «Необходимо 10 тепловозов и 100 вагонов в сутки, и ДТЭК сможет привезти достаточно угля, чтобы пройти зиму», — говорит Сахарук. Недоволен он и темпами, которыми ремонтируются линии электропередач (половина из них разрушена) компанией «Укрэнерго», хотя ДТЭК старается ей помогать.
Главный экономист компании Dragon Capital Елена Белан увидела в том, что сейчас происходит на Донбассе (если, конечно, не учитывать потерю человеческих жизней), даже некоторый позитив. Если сократить неэффективное субсидирование угольной отрасли, то это, по ее мнению, положительно отразится на бюджетной системе. Поэтому она призывает сконцентрироваться не только на краткосрочных задачах, хотя и их необходимо решать, а на стратегических планах, на том, из чего можно извлечь выгоду и, в частности, оздоровить бюджет страны, а также Донецкой и Луганской областей.
НУЖЕН ЗАКОН О ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦАХ
О человеческом факторе Донбасса и проблемах, связанных с вынужденной миграцией его населения, говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Этой зимой на Донбассе могут быть тысячи и даже десятки тысяч смертей, но не от боевых действий, а из-за того, что будет низкая температура, и людям нечем и негде будет согреться, — говорит он. — С едой тоже есть большая проблема, но еще хуже, что людям не создано никаких условий для жизни. Если мы не можем этого сделать за счет внутренних источников, то нужно обратиться за внешней помощью. Есть ряд организаций системы ООН, которые согласны и могут нам помочь».
«Однако преграды этому создает сама украинская сторона, потому что закон об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц не принят, — продолжает эксперт. — А без него в Украину не сможет завезти помощь ни один благотворительный фонд». При завозе помощи, напоминает Жолудь, он должен уплатить НДС и пошлину. И даже украинское предприятие, производящее, например, одеяла, должно уплатить НДС еще до того, как они попадут к адресатам помощи. То же и с денежной помощью. «Эти проблемы критически влияют на нынешнюю ситуацию, — уверен экономист. — Идут выборы, и некоторые партии еще не забыли, что этот регион был как бы вотчиной Партии регионов, а потому ему, мол, и помогать не нужно. Если мы не решим проблему с этим законом в ближайшее время, то можем потерять и международную помощь, и жизни людей. Какой-то существенной дальнейшей миграции из этого региона ожидать не стоит».
ДОНБАССУ НЕ БЫТЬ КВАЗИ ГОСУДАРСТВОМ
Довольно неожиданную информацию в отношении долговременных перспектив самопровозглашенных республик сообщил профессор Киевской школы экономики Том Купе. По его словам, анализ ситуации в городах и странах, подвергшихся разрушению во время войны (Вьетнам, Япония, Германия), показывает, что уже через 20 лет их невозможно отличить от стран, в которых война не проходила. Но это лишь в том случае, если удается восстановить стабильный мир. В Украине сегодняшняя ситуация больше напоминает профессору обстоятельства замороженного конфликта или ту, которая наблюдается в квази-государствах.
Это Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, уточняет ученый. В отношении их общий вывод состоит в том, что они не сумели добиться стабильного экономического развития. Туда не идут иностранные инвесторы. Но там есть все возможности для коррупции и незаконных сделок. Однако, отмечает Купе, нельзя утверждать, что экономика этих регионов полностью свернулась. Приднестровье даже умудряется частично, через Молдову, экспортировать свою продукцию в ЕС. Ссылаясь на организацию Freedom Hous, профессор отмечает, что в Приднестровье гораздо хуже, чем в Молдове работают государственные структуры, ответственные за развитие экономики. То же самое можно говорить об Абхазии и Южной Осетии, сравнивая их с Грузией.
При этом Купе говорит также об исследовании, проведенном университетом Колорадо. Оно свидетельствует о том, что люди, живущие на территориях с замороженными конфликтами, не ощущают себя угнетенными или бедными. Официальная статистика свидетельствует, что уровень жизни в Молдове гораздо выше, чем в Приднестровье. Когда им задали идентичные вопросы, то оказалось, что приднестровцы считают, что на свои доходы могут покупать больше, чем молдаване. В Приднестровье больше людей считают, что им живется лучше, чем жителям Молдовы. А последние, отвечая на тот же вопрос, показали худший результат — там меньше довольных своей жизнью. Такое же исследование проводилось и в Абхазии. Там тоже считают, что им живется лучше, чем грузинам в Грузии. Профессор делает вывод, что точка зрения о стратегической выдержке, которая заставит Абхазию и Приднестровье вернуться соответственно в Грузию и Молдову, пока себя не оправдывает.
Профессору категорически возразил глава Госагентства по восстановлению Донбасса. Он признал, что местные жители не очень благосклонно относятся к украинской власти. Но отметил, что уровень запросов у людей может быть разным. «На Донбассе, — по его словам, — многие негативные вещи воспринимались спокойно, как должное. Хотя, например, в Киеве или в Центральной Украине против них бы активно протестовали». «Да у нас никогда не было горячей воды, — иллюстрирует он менталитет земляков их же высказываниями, — зачем вы нам ее обещаете?»