Обострение отношений с Россией и перспектива двойного повышения цен на газ, импортируемый Украиной из этой страны, сделали возможным также и подорожание природного газа собственной, украинской, добычи. Цену на него предыдущие правительства держали на уровне ниже себестоимости. Но, по-видимому, накануне выборов и новое правительство не решается отпустить газовую цену для населения, как говорится, на полную катушку. В среду министр финансов Украины Александр Шлапак сказал журналистам, что тарифы на газ для населения планируется поднять в среднем на 73%. Причем это повышение будет поэтапным, в течение четырех лет, и завершится в 2017 году.
Естественно, украинцы даже и такой рассрочке не обрадуются. Но от названных темпов роста газовых цен не в восторге и в компании «Укргазвидобування», поставляющей на украинский рынок 80% газа, потребляемого населением. Из-за несправедливой цены прибыль компании за 2011—2013 годы сократилась, по словам председателя ее правления Сергея Костюка, в сотни раз. Недополученная прибыль составляет 13,5 миллиарда гривен (два миллиарда в этой сумме, по предварительным оценкам, обеспечила коррупционная схема реализации сжиженного газа). А кредитный портфель, наполнением которого бывшее руководство пыталось в какой-то мере компенсировать убытки, вырос в 6,5 раза — до трех миллиардов гривен. Причем 40% сумм погашения кредитов (1,1 млрд грн) приходится на апрель. Сотни миллионов гривен, по словам молодого руководителя, составляет задолженность бюджету и по зарплате. Трудно подсчитать урон, который понесет «Укргазвидобування» в результате аннексии Крыма, где у нее был совместный с «Черноморнафтогазом» проект разработки углеводородов на шельфе...
Если такая ситуация сохранится, и компания не будет иметь средств хотя бы для того, чтобы стабилизировать объем добычи газа, говорит Костюк, то он будет стремительно падать. «От таких цифр может кружиться голова», — отмечает заместитель главы компании Вадим Шленчак. «Я надеюсь, что наша позиция будет услышана, и нам удастся привести цены к их реальной себестоимости», — настаивает Костюк. Компания, по его словам, оценивает себестоимость добычи газа в 880 — 890 гривен за тысячу кубометров, а продавать вынуждена по 419 гривен. Такую планку установила Национальная комиссия по регулированию энергетики (НКРЭ). «Цена убыточна изначально», — характеризует работу НКРЭ Костюк и просит повысить ее в два раза — до 890 гривен за тысячу кубометров, учтя в цене также и инвестиционную составляющую, без чего компания не сможет развиваться. Шленчак предполагает: «Если такой корректировки не будет, то через какое-то время не будет существовать и компания», чем будет нанесен большой вред суверенной Украине. Шленчак добавляет, что в тариф компании не заложены капитальные инвестиции, тогда как только для сохранения добычи на текущем уровне нужно ежегодно вкладывать около 3,5 миллиарда гривен.
Впрочем, молодая команда руководства «Укргазвидобування» не только просит. Работая в чрезвычайно трудных условиях, она сама пытается изменить ситуацию. За три недели работы уже проведен первый коммерческий аукцион по продаже природного и сжиженного газа, на котором удалось дополнительно заработать 45 миллионов гривен. Ведутся переговоры с кредиторами (в основном, это российские банки), направленные на то, чтобы реструктуризировать задолженность. В компании надеются и на рефинансирование, которое пойдет через крупные государственные банки Украины. Реализуется программа сокращения (на 30%) постоянных операционных затрат и на 20% — административных, ведется подготовка к реализации непрофильных активов.
Планируется модернизация перерабатывающих мощностей на Шебелинском ГПЗ. В перспективе к 2016 году намечается выход компании на IPO, к чему ее руководство вдохновляет пример польской компании Орлен. Еще более отдаленная перспектива (из-за отсутствия средств) — полная замена парка буровых станков (уже и сегодня, сказал «Дню» Костюк, из 81 станка примерно 12 требуют или глубокой модернизации, или списания). Костюк не знает, когда компания сможет заменить устаревшее буровое оборудование, и соглашается с тем, что без этого удержать добычу даже на нынешнем низком уровне будет «очень и очень сложно». Тем не менее, деньги нашлись на аудит, который поручено провести международной компании Baker Tilly. Это позволит провести черту под действиями прежней команды, негласно курируемой в последние годы небезызвестным Дмитрием Фирташем (хотя 100% акций «Укргазвидобування» на самом деле принадлежат НАК «Нафтогаз Украины»).
Поощряемые обещаниями о том, что компания будет работать совершенно прозрачно, журналисты ставили топ-менеджерам неудобные вопросы. Например, почему сжиженный газ уже новым менеджментом был реализован не на коммерческом аукционе, а одной из компаний, входящих в группу «Континиум»? «Мы до сих пор находимся в правовом вакууме относительно регламентирования продажи сжиженного газа, — разъяснял Шленчак. — Аукционный комитет сегодня фактически нелегитимен, поскольку там нет кворума, в составе комитета есть люди, уже не работающие в системе «Нафтогаза Украины». Мы просили сформировать новый комитет. На переписку по этому поводу ушло две недели (из трех недель работы новой команды. — Авт.). За это время резервуарный парк газопромыслов был полностью заполнен, и мы стояли на пороге техногенной и экологической катастрофы. Поэтому менеджментом было принято решение продать критический для компании объем группе компаний «Континиум», так как это крупнейший ритейлер Украины, имеющий разветвленную сеть газовых хранилищ и сбытовую сеть. Это был форс-мажор. А дальше мы уже вышли в рынок, на аукцион с открытой ценой».
КОММЕНТАРИЙ
Сергей КУЮН, директор консалтинговой компании «А-95»:
— Всем нам очень хочется видеть у руля наших крупнейших компаний современных, по-европейски мыслящих молодых людей. К сожалению, эти надежды не всегда оправдываются. А чем все закончилось после того, как на «Укргазвидобування» зашла предыдущая команда во главе с Юрием Борисовым. Компанию выпотрошили, как говорится, так, что уже и сдачи нечем давать. Нынешняя команда чем-то похожа на предыдущую. Говоря о сокращении затрат, они, как и «попередники», могут провести сокращение зарплат и увольнение специалистов. Так, первое, что сделали при Борисове, — уволили главного инженера, главного геолога, разогнали компанию, занимавшуюся бурением. Это — неверные приоритеты. Коммерсанты все меряют деньгами. Я боюсь, что что-то подобное будет происходить и теперь, новые ребята пойдут тем же путем. В этой отрасли еще можно зарабатывать быстрые деньги. Но на самом деле стремиться нужно к другому. Газодобыча — это годы разведки, борьбы за лицензии, бурения и так далее. Но кому хочется всем этим заниматься, если даже на горизонте не видно, когда все эти усилия дадут плоды, и кому они достанутся. В нефтедобыче и в нефтепереработке постоянно идет битва двух группировок: коммерсанты против производственников. Последние всегда просят денег, а коммерсанты боятся их заморозить в новых и не слишком быстрых проектах. Причем коммерсантов на предприятиях куча, а людей, которые смотрят вперед на четыре-пять лет, обычно не хватает. И сколько бы ни называли Рыбчича (Илья Рыбчич, бывший руководитель «Укргазвидобування». — Авт.) коррупционером, это, кстати, никем не доказано, а время показало, что именно такие руководители, как он, делали дело. Фирташ «проехал» последние четыре года на запасе, на потенциале, который был заложен до него.