Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ценовая цепь

Новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги не гарантируют нового качества
2 июня, 2006 - 19:54
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Призрак повышенных в несколько раз жилищно- коммунальных тарифов (на электроэнергию, газ, тепло и квадратный метр) становится все более реальным. На соответствующем кабминовском совещании рассматривались в среду все возможные варианты, которые могут убедить граждан в том, что больно им не будет.

Но слухи идут впереди любых открытых дискуссий. И радости, конечно, не вызывают. Опасение относительно возможной цепной реакции, которая приведет к полномасштабному подорожанию всего — от хлеба до стройматериалов — выглядят вполне обоснованными. И сами чиновники дают насчет этого весомые сигналы.

Убеждая журналистов в том, что повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги целесообразно и просто необходимо, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук аргументировал это тем, что уже наступило время для «сплошных» рыночных отношений. Ведь жилищно-эксплуатационные конторы, понятно, также хотят кушать. «В целом ситуация в ЖКХ находится в критическом состоянии, — отметил он. — Наше ЖКХ не реформировалось уже очень давно, если сравнить его с другими базовыми отраслями украинской экономики». Главная задача реформы, по мнению Минстроя, — демонополизация, создание конкурентной среды. Однако конкретно об этом речь, кажется, не идет (разве что все надежды на конкуренцию связываются с такими тарифами, которые могут привлечь в этот сектор людей, ищущих не прибыли от предоставления качественных услуг, а высокой ренты). На сегодня (но это было нормой всегда) цены на жилищно-коммунальные услуги, по словам Семчука, не соответствуют затратам. Но данные о последних не приводятся, а только соотношение между расходами на оплату услуг ЖКХ и доходами населения. На западе оно составляет 30%, а у нас — менее 9% (при этом заместитель министра почему-то забывает привести данные о соотношении доходов, которые, как известно, даже и сравнивать нельзя). Убытки отрасли в первом квартале уже составили около 800 миллионов гривен. Это вдвое больше, чем за соответствующий период прошлого года. Но виноваты ли в этом исключительно низкие тарифы? (Стоило бы объяснить, в чем тут дело. Не слишком ли много в отрасли бюрократов? Не многовато ли также неквалифицированных и не очень ухватистых к работе рядовых работников, которые ходят по дворам друг за другом, словно сонные мухи, и оживают только тогда, когда могут надеяться на «благодарность» жильцов? Так может уменьшить их количество и увеличить зарплату? Не это ли является рыночным подходом? По назначению ли используются огромные суммы, получаемые от аренды помещений и от рекламы, которая размещается даже на конвертах со счетами, которые приходят в каждую квартиру? Вообще, честный и профессиональный ли в этой отрасли менеджмент?). Тем временем журналистам докладывают, что темпы прироста дебиторской задолженности (задолженность населения, бюджетных предприятий) составили 10% и достигли уже более 8 миллиардов гривен. Так не стремится ли господин Семчук, повышая тарифы, и дальше наращивать эту задолженность, ведь понятно, что в таком случае возможность граждан вовремя оплачивать «новые» услуги нисколько не возрастет. Разве что таким образом можно заставить более добросовестных людей платить за всех остальных...

О не слишком квалифицированном менеджменте ЖКХ свидетельствуют также приведенные Семчуком данные относительно расходования бюджетных средств. Оказывается, то, что выделено на обеспечение нормальной работы ЖКХ, полностью не используется. Начиная с 2002 года, в госбюджет было заложено 1 миллиард 189 миллионов гривен на содержание ЖКХ. Освоено — 930 миллионов. «Деньги не использованы, потому что тарифы низкие», — говорит Семчук, который еще при советской власти научился «правильно» комментировать любой показатель. Интересно бы спросить мнение по этому случаю Счетной палаты. Ведь еще несколько лет назад нам говорили, что население оплачивает не более 80% расходов жилищно-коммунального хозяйства. Теперь появился новый расчет. Согласно нему 70% работы ЖЭКов будут оплачивать население и предприятия и лишь 30% — государство в рамках так называемого перекрестного субсидирования. Согласно средним подсчетам Семчука и его коллег, тарифы на водоснабжение повысятся на 14%, водоотвод — на 49%, теплоснабжение — на 114%, содержание жилья — на 41%. После этого однокомнатная квартира будет стоить ее владельцу 130 гривен в месяц, двухкомнатная — 245 (+74%), трехкомнатная — 319 гривен (+75%).

В то же время национальная комиссия регулирования электроэнергетики предложила Кабмину утвердить график поэтапного повышения цен на электроэнергию для населения, где следующим этапом предусмотрено повышение тарифов с 1 сентября еще на 25%. И если приплюсовать к этому майское повышение, то получится несложная арифметика — с сентября электроэнергия подорожает на 50%. Такая же ситуация и с газом. Население уже морально готовят к максимальному повышению цены с 231 до 414 гривен за тысячу кубометров. Окончательно этот вопрос обещают решить 8 июня. Тем не менее, глава НКРЭ Валерий Кальченко напомнил, что это повышение отнюдь не покроет расходы на добычу отечественного газа. Это же касается и электроэнергии.

Однако власть, получившая карт-бланш до следующих выборов, чувствует себя уверенно. Обещания забыты и теперь с тарифами можно делать что угодно. Но социальное напряжение (одно из его проявлений — недавние выступления профсоюзов) правительству не интересно, и оно призывает людей не паниковать. Тех, у кого не будет возможности оплатить услуги ЖЕКов, переведут на субсидирование. В предыдущие годы дотациями пользовались 46,5 тысяч семей, а сейчас — только 25 тысяч. Понятно, что отныне таких семей станет намного больше, а всем остальным тоже придется затянуть пояса. Но уже несколько раз отставленное правительство, которое, однако, согласно своему же предписанию (выводу Минюста) может исполнять обязанности в полном объеме, не боится ответственности, тем более, что регуляторами стоимости услуг ЖКХ в Украине по закону выступают местные органы власти. Они имеют право отказаться от повышения цен, но при этом будут вынуждены дотировать соответствующие предприятия из своих бюджетов.

Вице-президент Ассоциации городов и общин Украины Мирослав Питцик категорически против такой политики. По его мнению, если повышение цен было инициативой правительства, то оно и должно взять на себя ответственность за это перед народом.

Тем временем Минстрой пропагандирует автономные системы отопления. Их установление обходится недешево, но при новых тарифах они могут быть для потребителей рентабельными, а также гарантировать от повторения в отдельно взятой квартире событий прошлой зимы в Алчевске. Хотя кто знает... Никто и при повышенных ценах не гарантирует, что ситуация в отрасли улучшится.

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ