Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чайный сектор

Вкус, цвет и запах диктует потребитель. Уже
10 марта, 2004 - 00:00

В самом центре столицы недавно появилась чайная комната. Негромко играет музыка, и одетая в китайский костюм украинская девушка Наташа обучает гостя азам чаепития, предлагая вдохнуть запах еще не заваренного чая. «Здесь спокойно», — говорит она, возможно, даже и не подозревая, что на самом деле на рынке массовых чайных брендов Украины идет довольно острая конкурентная борьба. Но это заведение, где вскоре можно будет попробовать до ста сортов чая, еще вне конкуренции — в столице оно едва ли не единственное. Директор Владимир Сайнецкий надеется, что его предприятие будет рентабельным. Как и его подчиненные, он знает о чае много интересного. Например, есть чай, который, прежде чем использовать, держат тридцать лет в земле. А стоимость некоторых эксклюзивных сортов, продающихся только на специальных аукционах, доходит до $100 тысяч за килограмм. При этом победителю в таком конкурсе в последующие четыре года вход сюда заказан — иначе он станет мировым монополистом этого сорта, ценящегося дороже золота.

Чай нынче в моде — он как бы свидетельствует о том, что тот, кто является его ценителем, ведет здоровый образ жизни. Это, скорее всего, и определяет тенденцию к постоянному росту мирового рынка. Его емкость приближается к 2,5 миллиона тонн. Самые большие чаевники — англичане, ирландцы, новозеландцы. Каждый из которых выпивает в год 4,5 — 3 килограмма. В Украине, где по статистике чай пьют 94% населения, эта цифра существенно меньше — всего 400 граммов, а объем рынка оценивается пока всего в 21 — 24 тысячи тонн в год. Большие перспективы развития привлекают. Сегодня в Украине уже 100 торговых марок чая, хотя по-настоящему закрепились всего девять — им принадлежит 70% рынка.

В пятницу на международной выставке «Продэкспо Украина- 2004» подводили итоги работы «Салона кофе, чая и кондитерских изделий». Концерн «Стоик», продающий в нашей стране одну международную и две национальные торговые марки чая, вручил своим лучшим дистрибьютерам из Белой Церкви ключи от «Таврии». Президент Украинской ассоциации качества Петр Калита, награждая лучшие торговые марки, читал соответствующие случаю стихи. «Стоик», а вернее входящее в него совместное украинско-английское предприятие «СолоМия», собрало наибольшее количество призов. Конкуренты вежливо аплодировали. Они знали, что стоит за этим. Три миллиона долларов инвестировали в последнее время собственники в модернизацию чайного производства на этом предприятии. Теперь обе его чаеразвесочные машины по «скорострельности» не уступают пулемету — «строчат» со скоростью 450 — 800 пакетиков в минуту. И это задает ритм и уровень качества на каждом из 80 рабочих мест, где, в частности, продолжается процесс упаковки. Работница Татьяна Королева, как и все ее коллеги не снимающая на всем протяжении смены перчаток (это необходимо не только для того, чтобы не порезать руки, но и для того, чтобы выдержать принцип: человек ни на одной из технологических операций непосредственно к продукции не прикасается) рассказала, что из-за большого количества движений срок службы этого средства защиты исчисляется днями. А качество чая на этой фабрике определяется устойчивыми связями с прямыми поставщиками и тем, что он никогда не соприкасается с воздухом больше 15 минут. И это, как сказал «Дню» директор «СолоМии» Николай Гоцкий, говорит о свежести поступающего на рынок продукта.

А что может свидетельствовать об уровне конкуренции? Отвечая на этот вопрос «Дня», руководитель службы маркетинга СП Виталий Ропало отметил, что в иные дни у чайных стендов супермаркетов (именно там, а не на базарах, как раньше, продается теперь в Украине большая часть чая) собирается по 5-6 промоутеров, которые всяк на свой манер рекомендуют приобетать товар своей фирмы... И тем не менее покупатель сам делает свой выбор. Во втором полугодии прошлого года самым популярным брендом на украинском рынке был Lipton. За ним шли Batik, Dilmah, Achmad, Майский чай, Беседа, Принцессы Канди, Нури и Гита, Brook Bond, Принцесса Ява, Мономах, Mabroc, Pickvick, Добрыня, Три слона, Аскольд, Лисма, Акбар, Краснодарский. Между тем Гоцкий считает, что украинский потребитель еще не очень-то разбирается в чайных торговых марках. «Мы пьем чай глазами», — говорит он, имея в виду, что качество определяется далеко не цветом напитка. Он лично предпочитает высокогорный чай, у которого самая высокая энергетика. А Наташа из чайной комнаты думает иначе: по ее мнению, каждый человек должен найти себе свой напиток, и в этом ему никто не указ — только собственный вкус.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ