Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чего ждать шахтерам от Ассоциации с ЕС

Частные угольные компании показали: шахты могут работать эффективно. Как этим опытом распорядится государство?
28 октября, 2015 - 12:15
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

В довоенном 2013 году в Украине добывали 83,7 млн тонн угля 136 шахт, причем 44 частные шахты добыли 59,6 млн тонн (71%), их работа была рентабельной, а 92 государственные — лишь 24,1 млн тонн (29%) с убытками 15,2 млрд грн. На компенсацию убытков из госбюджета было направлено 13,3 млрд грн.  В 2015 году в Украине ожидается добыча около 40       млн т, из них только 7 млн т — 35-ю госшахтами, расположенными вне зоны АТО.

Справедливости ради, заметим, что приватизированы были лучшие шахты с наибольшим потенциалом развития, который и был активно задействован благодаря инвестициям, внедрению современных техники и технологий, эффективному управлению. 

Нужно отдать должное частным угольным компаниям, которое сделали это доброе дело и на практике показали, что украинские шахты могут работать эффективно, тем самым развеяв миф, что из-за сложности горно-геологических условий в Украине угледобыча возможна только при государственном дотировании.

Если ориентироваться на производственные показатели частных шахт (а именно на них опираются новые хозяева, отстаивая свои интересы), то приватизацию можно было бы считать успешной, если бы она не была проведена так дико, как в Украине. Ведь цель приватизации — это не только поиск эффективного собственника, но и усиление здоровой конкуренции. У нас результат другой — государственная монополия (до приватизации)  превратилась в частную, причем не только в угольной промышленности, но и в смежных с ней отраслях. Так, на сегодня, доля группы СКМ в добыче энергетического угля (ДТЕК) составляет 82%, в производстве электроэнергии на ТЕС (ДТЕК)       — 57%, горного оборудования для угольных шахт (компания Corum, ранее — «Горные машины») — почти 100%. СКМ также доминирует в металлургии (группа Метинвест), предпринимает усилия для наращивания мощностей портовой инфраструктуры.

По большому счету, в эффективно работающей монополии ничего плохого нет, если бы, во-первых, сфера ее деятельности не касалась энергетической безопасности государства (в Украине с этим хрупкая ситуация), во-вторых, если бы было разработано, а главное,  соблюдалось соответствующее законодательство по государственному регулированию монополий, недопущению ограничения конкуренции. В Украине такого нет. В действительности имеется целый ряд злоупотреблений СКМ своим монопольным положением, которое проявляется в ценовом диктате, создании трудностей с реализацией угля государственных шахт и доведении их до банкротства, в перекачке средств господдержки через госшахты в свои компании  и т.п., но об этом — отдельный разговор.

Проблема демонополизации — ключевая для Украины. Ее решению будет способствовать внедрение положений Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, которое должно вступить в действие в начале 2016 года. В частности, документ содержит правовые нормы по недопущению ограничений конкуренции, контролю над концентрацией субъектов хозяйственной деятельности, разделению мощностей по добыче, преобразованию (топлива — в тепло— либо электроэнергию), транспортировке энергоресурсов. Эти нормы Украина должна будет имплементировать в свое законодательство.

Особый и болезненный вопрос — предоставление господдержки угольной промышленности. Соглашением об ассоциации и нормами СОТ в принципе это не запрещается, но имеется ряд ограничений. В украинских реалиях из-за отсутствия успешной практики эффективного контроля над средствами господдержки (а в угольной отрасли существует масса возможностей «зарыть в землю» любые деньги так, что ни один контролирующий орган их не «отроет») наилучшим вариантом стала бы приватизация государственных шахт. Почти все они имеют солидный потенциал развития, значительные возможности прироста добычи угля, для чего нужны инвестиции (у государства их нет), современные техника, технологии и управление. Эти шахты инвестиционно привлекательны для иностранных компаний, но для них не привлекателен существующий общий инвестиционный климат в нашей стране. С его изменением возможны и решения проблем угольщиков.

Сейчас разрабатывается Программа развития угольной промышленности, к сожалению, ее положения, подходы не выносятся для обсуждения. Хотелось бы надеяться, что в ней будет учтен потенциал ныне убыточных государственных шахт, заброшенных разрезов, и они не будут досрочно закрыты и ликвидированы только потому, что не хватает профессионализма, а главное — воли и чести у государственных управленцев их поднять. Ведь для усиления энергетической безопасности Украины эффективная работа этих шахт и разрезов жизненно необходима.

Ольга ЛЯШЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ