Анатолий КИНАХ:
«ФАКТ НЕПОДПИСАНИЯ СОГЛАШЕНИЯ — ПОТЕРЯ И ДЛЯ ЕС, И ДЛЯ УКРАИНЫ»
Украинский бизнес все еще уверен в необратимости евроинтеграционного пути Украины и настроен на то, что Соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС будет подписано в максимально короткие сроки. В этом практически во всех выступлениях и комментариях убеждал и деловое сообщество Европы, и журналистов в Вильнюсе народный депутат Украины, председатель украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. Он уверял, что вот-вот, в феврале — марте 2014 года, состоится специальный саммит «Украина — ЕС», на котором мы все-таки должны подписать соглашение. Правда, эта информация не была подтверждена задокументированными договоренностями на саммите в Вильнюсе.
«Дню» удалось расспросить детали о «паузе» в Соглашении с ЕС у Анатолия Кирилловича, а также о том, кто недоработал в подготовке Украины к соглашению, и, собственно, спустил курок во всем том, что сейчас происходит на майданах страны.
Разговор состоялся в аэропорту, на обратном пути из Вильнюса в Киев в прошлую пятницу. Поэтому в интервью нет комментариев господина Кинаха последних событий на евромайданах страны и во фракции Партии регионов в ВРУ.
— Анатолий Кириллович, так Вас можно поздравить: Украина таки взяла «паузу» в подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС, которую отстаивала возглавляемая вами УСПП...
— Вы, по-видимому, меня плохо слушали, когда я выступал на бизнес-форуме.
— Почему же, слышала.
— Так с чем же меня поздравляете? Я же говорил, что промышленники были бы счастливы, если бы отбывали из Вильнюса с подписанным Соглашением об Ассоциации с ЕС.
— Да, но я также хорошо помню лозунги протеста под флагами УСПП на Михайловской площади.
— На Михайловской площади, как и на Майдане, стояли люди, которые хотят лучшего будущего, высоких стандартов качества жизни.
Нужно помнить, что евроинтеграция — это не «золотой» процесс. Необходимо было отработать подготовку таким образом, чтобы иметь четкий план действий как по адаптации украинской экономики, так и по условиям свободной торговли с ЕС, работу по минимизации рисков ухудшения отношений с Россией.
Мы должны предпринять четкие шаги, чтобы подписать Соглашение. Чтобы не случилось так, что сразу, как только мы вступим в ЗСТ с ЕС, начало лихорадить нашу экономику. А у людей надолго в сознании отчеканится: евроинтеграция привела к ухудшению жизни. Мы должны это все учитывать.
— То есть «пауза» была нужна, во избежание «реверса»?
— Да. Позиция бизнесменов и промышленников неизменна. Евроинтеграция для Украины — это шанс создать современные стандарты экономики на украинской земле.
— Сколько времени может длиться «пауза»?
— Очень важно, чтобы эта пауза была максимально короткой. Было бы оптимальным вариантом, чтобы Украина вместе с ЕС, в том числе с ТС вышли на трехсторонний формат переговоров — Украина — Россия — ЕС, проработали согласование действий, включая компенсаторы, которые касаются рисков: разница конкурентоспособности нашей продукции по сравнению с европейской. И нужно максимально поработать, чтобы на саммите Украина — ЕС в конце февраля-начале марта подписать Соглашение. Это крайний вариант, потому что потом начинаются выборы в Европарламент — апрель-май. Это значит, что еще минимум год Европарламент будет заниматься своими делами. Параллельно приближаются выборы в Украине в 2015 году. И в случае срыва подписания Соглашения весной есть риски, что пауза затянется до 2016 года. А это потеря времени и качества. Но повторюсь, мы абсолютно не рады этой паузе.
— Какой план действий на эти три-четыре месяца?
— Мы с представителями объединения всех бизнес-структур стран ЕС договорились отработать общие действия, несмотря на политическую паузу, в частности не снижать темпов сотрудничества и инвестирования. Вскоре у меня будет встреча в Брюсселе в штаб-квартире этой организации. Мы будем корректировать структуру взаимодействия для того, чтобы европейский и украинский бизнесы максимально углубили сотрудничество. И влиять таким образом на политическую ситуацию с точки зрения необратимости евроинтеграции. Потому что Европа, чтобы там не говорили, — это платежеспособный рынок — около 500 миллионов потребителей, вторая экономика мира — оборот около 16 миллионов долларов. Я уже не говорю о передовых технологиях, инвестициях и тому подобное.
— Кто же совершил ошибку? Почему мы не подписали Соглашение?
— Факт неподписания Соглашения — потеря и для ЕС, и для Украины. И с этого нужно делать выводы. Потому что ЕС, к сожалению, заангажирован сугубо в политических вопросах и не изучал реальные социально-политические риски для Украины. Такие как падение развития Мировой экономики, которое ударило по украинскому экспорту, и внутренняя рецессия — в течение 15 месяцев падение промышленного производства составило около 5%. Это те убытки, которые мы несем в связи с ухудшением отношений с Россией. Это не просто минус в доходах, это угроза потери тысяч и тысяч рабочих мест. И нужно было ЕС вместе с нами сконцентрироваться на этих рисках, чтобы не говорить о них за неделю до подписания.
— Получается, что лучше всего в отношениях с ЕС сработала наша оппозиция: она так сумела поставить на повестку дня «вопрос Тимошенко», что ЕС «забыл» обо всех социально-экономических рисках, которые нужно было просчитать для Украины? Если так, то получается, что наше правительство значительно слабее оппозиции в переговорах с ЕС. Иначе как объяснить, почему оно не сумело, перебить этот «политический» вопрос более конструктивными вопросами о социально-экономических последствиях? Или, может быть, власть просто не хотела этого делать?
— ЕС пошел на поводу у украинской оппозиции. Мы бегали вокруг этого известного всем вопроса, и, к сожалению, глубоко не изучали реальных последствий Соглашения для экономики.
И я соглашаюсь с вами, что наше правительство сработало слабо в этой ситуации. Кстати, украинский бизнес и в частности УСПП уже минимум год постоянно обращаемся к правительству с тем, что нужно формировать, не ожидая подписания Соглашения, национальный план адаптации экономики Украины к интеграции в ЗСТ с ЕС; отрабатывать вопрос стандартов с Европейским Союзом. И все вопросы не исчезнут после Вильнюса. К сожалению, наше правительство очень пассивно в этом. И эта пассивность поставила нас в очень сложные условия, когда фактически перед подписанием мы объявили объективные проблемы, которые сегодня стоят перед Украиной. Стороны были не готовы их рассматривать конкретно, тем более в условиях ограниченного времени.
И вот эта «пауза» должна быть использована, чтобы учесть все ошибки и выйти на план общих действий относительно подписания Соглашения.
— То есть эти три-четыре месяца — это «звездное время» нашего Правительства, которое оно получило на «подтяжку своих хвостов»?
— Я бы не называл это «звездным временем». Это просто время наверстать то, что не было наработано.
— Эта «пауза» навредит украинскому бизнесу?
— Она принесет вред лишь в контексте динамики тех качественных изменений, которые необходимы Украине. И идет речь, прежде всего, о стандартах. Когда мы говорим о европейских стандартах, то понимает под этим высокий уровень развития технологий, культуры ведения бизнеса и тому подобное. Я даже позволю себе назвать европейские стандарты стандартами развития цивилизации. Ведь идет речь о верховенстве права, защите прав владельца, инвестора, их равенстве перед законом, а также о качестве жизни, конкурентоспособности экономики. Это все то, к чему нужно нам стремиться. И альтернативы европейским стандартам нет.
— Не спровоцирует ли «пауза» подорожание денег для нашего бизнеса: инвесторы будут требовать высшего уровня прибыльности бизнеса, а кредиторы будут закладывать риски в «цену» кредита процентную ставку?
— Нас очень тревожит, что в условиях неподписания Соглашения с одной стороны, и неопределенности в отношениях с Россией — с другой, мы не видим на внутреннем рынке тех изменений, которые будут способствовать улучшению инвестиционного климата и деловой активности. Идет речь, прежде всего, о проблеме доступности финансовых ресурсов. Ссуда под 20% — недоступна. А без адекватного доступа к ресурсу экономика просто не может развиваться.
Наше домашнее задание, которое мы привезли из Вильнюса, — это работать жестко, системно, высокопрофессионально, исходя из государственных приоритетов, прежде всего, а также законов и приоритетов рыночной экономики. От того, как мы выполним его, будет зависеть последующее наше направление действий. А главное — мы должны понимать, что при всем наборе рисков с Восточной стороны и с Западной, главные риски — в Украине.
— Вы в свое время были министром экономики, из вашего опыта, какие ошибки совершил ваш нынешний «коллега» господин Прасолов?
— Думаю, что мне некорректно отвечать на этот вопрос.
Скажу так, что в том, что нам нужно работать на повышение профессиональности нынешнего правительства Украины, нет сомнений.
Тарас ВИНОГРАДНИК:
«ПОСЛЕ СОБЫТИЙ В ВИЛЬНЮСЕ К УКРАИНЕ ПРИКЛЕИЛСЯ ЯРЛЫК «НЕПРОГНОЗИРУЕМЫЙ ПАРТНЕР»
Как уже писал «День» в пуле участников из Украины в бизнес-форуме в Вильнюсе очень сложно было найти сторонника интеграции Украины в Таможенный Союз. Однако таких, которые отстаивали подписание Соглашения с ЕС, было много. Можете лишь себе представить, с каким настроением в салоне наш самолет возвращался домой. Какое-то нескрываемое отчаяние, разочарование... Наибольшие оптимисты, и я в частности, пытались сконцентрироваться на понятии «пауза». Мол, не все еще потеряно, обещают же подписать уже в феврале-марте следующего года. Но нас, отчаянных оптимистов, которых откровенно было меньшинство, тут же обливали холодным «кто обещает?».
Далее вашему вниманию блиц-интервью с бизнесменом из Ивано-Франковска, директором ООО «МАОДОТ-І» Тарасом ВИНОГРАДНИКОМ.
— Как вы восприняли информацию о том, что из Вильнюса возвращаетесь ни с чем?
— Я отношусь к этому результату прагматично. Если мы потратили годы на подготовку к Соглашению. И этим занимались десятки, а то и сотни специалистов с обеих сторон. И у нас ничего не вышло, потому что мы «не готовы». У меня возникает логический вопрос: «Что мы делали все эти годы?». Для меня ответ на этот вопрос важнее, чем оценка результата в Вильнюсе.
Что же касается реакции бизнеса в целом, то сложно сказать однозначно. Если выйдете на улицу, в любом городе — в Киеве, Черкассах, Ивано-Франковске, и спросите людей, что должно было случиться в стране, если бы Виктор Федорович подписал это Соглашение в Вильнюсе, то не получите однозначного ответа. Так же и в бизнесе. Какой процент бизнеса знал, о чем идет речь вообще? В основном все говорили о зоне свободной торговли, движении средств, товаров и услуг. Время от времени вспоминались стандарты. Но разве это все?
Есть ли украинские товары, которые уже сейчас продаются в ЕС? Конечно же есть. Существовал ли бы для них улучшивший режим доступа на европейский рынок — содействие в реализации — я не знаю. Говорят, что должны исчезнуть такие понятия как пошлины и тарифы в торговле Украины со странами ЕС. Но вводится понятие «квоты». Чтобы разобраться во всем этом, нужно читать документ. А я далеко не уверен, что хотя бы половина наших предпринимателей в глаза видели это Соглашение. И кто в этом виноват?
Что же касается оценки действий нашей власти, то измерять их можно в этической системе координат и говорить об убытках с этой стороны. Ведь экономические последствия резкого торможения в настоящее время вряд ли кто-то возьмется подсчитать. Так вот, я считаю, что наша власть очень навредила нашей стране такими своими резкими, полагаю, корректно назвать их необдуманными, маневрами. Ведь после событий в Вильнюсе к Украине приклеился ярлычок «непрогнозируемый партнер». С такими никто и никогда не хочет иметь дело. Приведу пример из бизнеса, если два предпринимателя садятся за стол переговоров и договариваются о чем-то, то каждый из них должен быть уверен в том, что партнер отвечает за свои слова и соблюдает взятые на себя обязательства. Ведь в соответствии с этими договоренностями другой партнер строит свою деятельность. А если партнер ненадежный и склонен к резким разворотам, это очень плохо. Скажем, мы договорились с партнером, который поставляет для наших ресторанов мясо, что он привезет 100 килограммов свинины на определенную дату. И мы себе соответственно планируем, что мы должны приготовить столько-то того для такого-то заказа. А здесь вдруг наш партнер звонит по телефону в последний день и говорит: «Я не привезу, потому что вы мне мало платите, накиньте еще 20%». Буду ли я после этого работать с таким «партнером»? Вряд ли.
Поэтому в том, что случилось в Вильнюсе, прежде всего следует оценивать этические промахи нашей власти, а, следовательно, нас как государства.
— Каковы шансы исправить ситуацию? Когда и при каких условиях, по вашему мнению, Украина сможет войти в Зону свободной торговли с ЕС? Что вам говорили об этом коллеги в Вильнюсе?
— Нужно однозначно определиться с нашей целью: действительно ли мы хотим того, о чем сейчас кричим на улицах; готовы ли мы к системным изменениям. Прежде всего ментальным. И для бизнеса, кстати, это тоже очень актуальная категория.
По-видимому, в большинстве стран мира народ не любит свою власть: то налоги высокие, то пенсии низкие... Но как бы то ни было, люди ее уважают. И нам, украинцам, тоже нужно к этому привыкать. Иначе строить государство нам еще долго будет очень тяжело.
Может ли общество либо бизнес-среда влиять на власть? Разумеется, что может. Но это влияние не должно быть радикальным. Власти же нужно проговаривать с народом, интересы которого она представляет, вызовы и возможности будущих договоренностей, как вот в частности с ЕС. А у нас до недавнего времени никто ни о чем не говорил. Людей просто поставили перед фактом, который для них оказался неприемлемым.
— А как бизнес должен был бы демонстрировать свое желание и готовность к европейским стандартам и европейскому рынку власти?
— В первую очередь, этой «демонстрацией желания» должны заниматься чиновники. Именно у них есть доступ к статистическим данным, которые демонстрируют, что украинский бизнес сориентирован на Восток в этом плане, на запад — в другом. На Запад мы отправляем такие товары, сырье, услуги или даже деньги, на Восток — вот это.
А аналитикам нужно провести сравнительную характеристику. И тогда мы увидим, что пользуется спросом на Востоке и на Западе.
Эти данные также подготовят нас к тому, что нужно сделать, чтобы увеличить спрос на Западе на те товары, которые до сих пор имели спрос лишь на Востоке или внутри страны, например. Какие еще ниши не заняты в ЕС полностью, и могут быть заполнены украинскими товарами и услугами? Вот я могу назвать действительно качественной серьезной взрослой работой и «демонстрацию намерений».
— А какими вы видите шансы и риски той ситуации, в которой оказалась сейчас страна?
— Люди поднялись и показали, что они имеют контроль над властью, и они это осознают и готовы применить этот инструмент контроля. И это как приобретенный иммунитет. Его уже не отнимешь. Люди почувствовали свою силу.
Шансы и риски зависят от поведения двух ответственных сторон этого процесса. Во-первых, власти. К сожалению, она сейчас спряталась. Уже четвертый день власть держит паузу. Или она боится принять решение? Или она не может принять решение? Много вопросов.
Но в то же время мы видим, что и вторая ответственная сторона не контролирует процесс. Заметно, что не во всех направлениях оппозиция работает скоординировано. До сих пор не был четко озвучен план действий, который подтвердился бы поступками.
По большому счету, «улица» прагматична. Миллионы выходят на улицу, зная отчего и ради чего. И это нужно учитывать, чтобы не потерять контроль. Как власть, так и оппозиция должны говорить с людьми. Миллионы на улицах Украины — это ответ на ту непубличность принятия решений и решения интересов, которую развели в стране те, кому это было выгодно.
Если мы хотим двигаться цивилизационно, нам нужен диалог власти и людей, людей и оппозиции, оппозиции и власти...
Главный риск — не допустить, чтобы ситуация зашла в критическую точку, потому что выйти из нее будет чрезвычайно сложно, потери будут со всех сторон. А это очень высокая цена, которую нам платить сегодня нет надобности. Ни в коем случае нельзя терять контроль над ситуацией. Кроме лозунгов, должны быть действия. Точно нужен стол переговоров.
— Кому?
— Оппозиции, которая ответственна за «майданы», и власти. Не время личных счетов. Политики, которые не понимают потребность в цивилизованном диалоге, подталкивают страну к гражданской войне.
— А те, кто призывает блокировать работу органов государственной власти?
— Это — абсурд. Как можно блокировать работу того, что обеспечивает жизнедеятельность страны?!
Есть цивилизованный путь перемен. Люди возмущаются против действий власти, но не бомбят власть. Я однозначно против силовых действий. Ведь в таком случае страна оказывается в неконтролированном положении.
Я думаю, что власть уже все почувствовала и все увидела.
— Так почему не реагирует?
— Боится или не умеет реагировать. Это, разумеется, не снимает ответственности с нее. Но это также добавляет ответственности действиям оппозиции. Если власть не реагирует, должна брать инициативу в свои руки оппозиция. Она должна призывать сесть за стол переговоров. Это вовсе не означает, что требования должны смягчаться. Нет. Но есть необходимость найти выход.
И так шаг за шагом, не терять время. Ведь на сегодняшний день время — это потери для экономики. Деньги любят тишину и покой. Чем дольше в стране будет хаос, тем больше денег из нее утечет. В том состоянии, в котором сейчас мы находимся, это нам очень не выгодно, а то и опасно. У нас и так еще есть вопросы, которые нуждаются в решении: зимний отопительный сезон, бюджет на 2014 год, закрытие этого финансового года... Украине нельзя хаотично двигаться. Нужен прагматичный подход.