На прошлой неделе, 16 декабря, президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановке с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. А в минувший четверг на пресс-конференции он дал по этому поводу свой комментарий. «С 1 января, к сожалению, для нас мы прогнозируем ухудшение наших экономических отношений, — сказал Путин. — Потому что мы вынуждены принять решение о том, что с 1 января не будем работать с Украиной, как с членом зоны свободной торговли СНГ».
Естественно, такое заявление не могло не вызвать определенного беспокойства у той части украинского бизнеса, для которого Россия долгое время была привычным и понятным рынком сбыта. Довольно настороженно отнеслись к возникающей ситуации и в Евросоюзе. Так, посол Австрии в Украине госпожа Гермине Поппеллер, выступая в Бизнес-школе МИМ-Киев, отмечала, что Россия хочет отложить вступление в действие договора между Евросоюзом и Украиной об Ассоциации и создании зоны свободной торговли на несколько лет, но это ей не удастся.
«Последний шанс решить эту проблему, — сказала посол Австрии, — будет 23 декабря, когда в Брюсселе пройдет еще один раунд переговоров между Украиной, ЕС и Россией». Однако в Австрии уверены, что Соглашение об ассоциации в любом случае войдет в силу с 1 января 2016 года. «Это большой шаг вперед для Украины в ее желании жить в соответствии с европейскими ценностями, — говорит Поппеллер. — Соглашение принесет более тесную экономическую интеграцию. Оно должно стимулировать украинский экономический рост и создание большого количества новых рабочих мест, а также возможность, освоив европейские стандарты, привлекать иностранные инвестиции и выходить не только на европейский, но и на мировой рынок».
Советник премьер-министра Валерий Пятницкий отмечает, что многие из тех европейских правил, которые Украина до сих пор могла не выполнять, теперь, с 1 января, становятся обязательными, приобретают силу закона. Пятницкий отмечает, что после 1 января у Украины уже не будет времени на раскачку. «Если мы хотим интегрироваться в Европу, — говорит он, — то нужно действовать быстро». По его словам, нельзя будет как-то постепенно отказываться от советских стандартов и медленно переходить на европейские — нужно действовать динамично.
Говоря об указе Путина о прекращении работы с Украиной, как с членом зоны свободной торговли, советник премьера напоминает, что Россия и раньше вводила ограничения на торговлю с Украиной. По его словам, это вагоны, кондитерские изделия, молокопродукты, санитарные и фитосанитарные ограничения. «Поэтому данный указ для Украины — не сюрприз, — подчеркивает Пятницкий и добавляет: — Ассоциация для Украины — это и шанс и вызов. Потому что эффект от нее мы получим только через несколько лет, поскольку просто открытие рынка еще ничего не дает — на него еще нужно зайти и удержаться в условиях сильной конкуренции».
«Евросоюз не может сказать Украине: выбирайте: или мы или Россия, — отмечает первый секретарь представительства ЕС в Украине Жослин Гитон, — мы никогда не заставляли это делать». Дипломат отмечает, что у Евросоюза много соглашений об ассоциации с различными странами. Идут переговоры о таких соглашениях с несколькими другими странами — США, Индией, Японией. И ни одно такое соглашение не запрещает сторонам подписывать договоры о ЗСТ с третьими странами.
«Соглашение об ассоциации ЕС с восточноевропейскими странами предусматривало их привлечение к европейским стандартам. Но при большой финансовой помощью, — отмечает украинский дипломат и президент компании Грант Торнтон Украина Александр Чалый, — если стояла задача перейти на европейские стандарты в изготовлении пивных бутылок, то половину средств для этого давал ЕС, а другие 50% искали на местном уровне. Мы же с самого начала взяли на себя обязательства внедрить у себя все 32 стандарта ЕС, начиная с финансовой сферы и заканчивая таможенной политикой. А это требует больших затрат. Если сравнить тот финансовый пакет, который предоставлялся другим странам, и то, что мы получаем, то это просто несравнимые вещи».
Чалый также подчеркивает, что имплементация соглашения об ассоциации — это для Украины тяжелая работа, которая в краткосрочной перспективе связана с очень большими вызовами. По его словам, предоставленные ЕС для Украины односторонние преференции не дали ощутимого эффекта. Вместе с тем украинский дипломат говорит об уникальности соглашения об ассоциации Украины с ЕС, поскольку наряду с обнулением таможенных тарифов, оно предусматривает отказ Украины от нетарифных ограничений. «Фактически мы становимся в определенной мере членами Евросоюза и должны выполнять все его решения, но при этом у нас нет влияния на их принятие».
Несколько иначе видит ситуацию для Украины и ее бизнеса в ходе имплементации соглашения об ассоциации украинский государственный деятель и предприниматель, председатель наблюдательного совета МИМ-Киев Виталий Гайдук. Он уверен, что отменить 12 тысяч советских стандартов Украина могла еще десять лет тому назад. Он упрекает государство в том, что оно этим не занималось, не создавало современных лабораторий для сертификации украинской продукции, а теперь без этого малому и среднему бизнесу невозможно выйти на европейский рынок, тогда как для олигархического бизнеса, который способен оплатить услуги европейских лабораторий, это не проблема.
Гайдук напоминает, что в Украине лучшие в мире черноземы, но урожаи с них мы снимаем по европейским меркам весьма посредственные. Вместе с тем. Украина, по его словам, импортирует больше всех в мире пальмового масла... Он считает, что украинский бизнес не должен пасовать, встречаясь в Европе с фактами недобросовестной конкуренции, а должен прокладывать себе дорогу, улучшая качество продукции. «Пока мы закладываем пальмовое масло в сливочное, а в колбасу — сою, в ЕС у нас не будут покупать нашу продукцию. А когда сюда придут товары из Европы, то не возьмут и дома», — предупреждает предприниматель. Он призывает коллег по бизнесу не бояться конкуренции, внедрять европейские стандарты и нормы: «А если силенок и средств не хватает, искать партнеров не где-нибудь, а в Украине и совместными усилиями преодолевать препятствия, созданные не кем-то, а нами же».