Алкогольная индустрия не может пожаловаться на отсутствие внимания к себе со стороны государства. Правда, бескорыстным его никак не назовешь. Свежий тому пример — недавнее повышение размера ежегодной платы за лицензии на производство алкогольной продукции. К этому следует добавить чуть ли не перманентное обновление формы акцизной марки. Вот и сейчас, с 1 июня, вводится в действие новая акцизная марка, которая, по некоторым прогнозам, может просуществовать до... сентября.
А на очереди уже главная новинка сезона — контрольно-учетная марка, родившаяся с легкой руки Президента. Президентский указ от 21 апреля 2005 года «Об усовершенствовании контроля за производством и оборотом алкогольных напитков и табачных изделий» обязал Кабмин в месячный срок разработать порядок ее маркировки, что и было воплощено в проекте соответствующего постановления правительства. Подготовленного, как всегда, кулуарно, без участия тех, кого он, собственно, касается. Однако нет ничего тайного, что бы не стало явным: через свои каналы об этом документе узнали виноделы и первыми забили тревогу. Производители ликероводочных изделий и табачники пока молчат, но вряд ли это можно истолковывать как знак согласия...
Под лозунгом борьбы с тенизацией рынка алкоголя, уровень которой оценивается в 20—30%, предполагается ввести не просто еще одну информационную наклейку. По словам директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Вячеслава Пономарева, новая система контроля за производством алкогольной продукции будет представлять собой автоматизированный комплекс, содержащий информацию о каждой бутылке вина, легально производимой в Украине. А для нового дела, естественно, потребуются люди и производственные мощности, поскольку в каждом регионе специальные центры будут заниматься нанесением штрих-кода на контрольно- учетную марку (КУМ). Стоимость одной такой «чудо-марки» составит 23 копейки. Виноделы подсчитали, что по всему алкогольно-табачному рынку это выльется в кругленькую сумму 1,5 млрд. грн. Директор Евпаторийского винзавода (ТМ «Голицынские вина») Сергей Голубенко не сомневается, что «на этом деле кто-то хочет заработать», а полтора миллиарда из-за повышения себестоимости вина «лягут на плечи конечного потребителя».
Самое интересное, что содержащаяся на КУМе информация дублирует ту, которая уже имеется на этикетке и акцизной марке, за исключением информации о покупателе и регионе продажи, которую контролирующие органы могут почерпнуть из товарно- транспортных накладных. «Никакого смысла в этом нет», — так охарактеризовал нововведение Пономарев. По его словам, данная система контроля «срисована непрофессионально» с России, причем в тот момент, когда сами россияне от нее уже отказались. «Почему обязательно нужно брать пример с России, а не с европейских стран, где контролируется производство сырья для виноделия?» — недоумевает коммерческий директор винзавода в Закарпатье (ТМ «Чизай») Андрей Пинькевич. А председатель правления ЗАО «Виктория» (Одесская обл.) Владислав Плешивцев предлагает вообще не спешить с КУМом, а в течение нескольких месяцев посмотреть, как повлияет на рынок узаконенная с 1 июня новая акцизная марка. По ней налоговикам не составит особого труда установить, куда и сколько отправлено продукции.
Виноделы подозревают изобретателей КУМа в том, что они слабо представляют себе технологический процесс в виноделии. И для того есть все основания. Главный винодел завода «Коблево» (Николаевская обл.) Вера Козливская рассказывает: «Имея ассортимент продукции до 30 наименований, завод каждый вид вина разливает один-два раза в месяц. Объем розлива определяется, исходя из объемов за предыдущие месяцы, и это понятно. Но как я могу знать, кто купит эту продукцию, сколько нужно наклеить контрольных марок для Днепропетровска, Киева или Львова? Это придется делать дополнительно, ведь заявки поступают за день-два до отправки. И вот когда продукция уже разлита, упакована и складирована, ее нужно извлечь из коробов и наклеивать марки перед самой отгрузкой». Если предприятие выпускает 26 видов продукции и имеет порядка 80 дистрибьютеров, то, отмечает Пинькевич, легко подсчитать, сколько придется наклеить контрольно-учетных марок. «Так мы будем заниматься только наклеиванием марок, а когда же заниматься реализацией продукции?» — вторит ему Плешивцев.
Столь резкая реакция виноделов объясняется еще и тем, что они не хотят оказаться в роли без вины виноватых. По их единодушному мнению, в винной отрасли фальсификата просто нет: сегодня подделывать вино в Украине нет никакой необходимости, поскольку действующие ставки акциза позволяют совершенно легально строить винный бизнес. Прислушается ли к этим аргументам нынешняя власть?