Долго ли продержится миф, согласно которому сельское хозяйство может быть главной и наиболее перспективной отраслью производства в Украине? Проблема в том, что в зоне рискованного земледелия, где, к сожалению, находится Украина, год на год, как говорится, не приходится. На днях на коллегии Минагропрома было сообщено, что урожай зерновых в Украине в 2015 году составит 59,5 миллиона тонн против озвученного министерством ранее прогноза в 59—60 миллионов и полученных в прошлом году 63,8 миллиона тонн. На коллегии также отмечалось, что из-за дефицита влаги всходы озимых получены пока лишь на трети посеянных площадей, а всходы рапса — на 20—21%. Несколько раньше Минэкономразвития сообщило, что ожидает в этом году сокращения агропроизводства в Украине на 5,7%. А ведь виды на урожай вначале были очень хорошие. И все признавали, что сельское хозяйство теперь стало локомотивом нашей экономики.
Можно ли говорить, что ранее было удачное совпадение природно-климатических факторов, а теперь погода нас подвела? Угрожает ли Украине в связи с устойчивым развитием агросектора деиндустриализация? На эти и другие вопросы «Дня» отвечает главный научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАНУ, академик Национальной академии аграрных наук Украины, профессор, лауреат премии НАНУ им.Туган-Барановского Борис ПАСХАВЕР.
— В текущем пятилетии сельское хозяйство — единственная базовая отрасль национальной экономики, достигшая высоких положительных темпов роста объемов производства. Валовая продукция сельского хозяйства за пятилетие увеличилась более чем на четверть, среднегодовой темп прироста превысил 5%. Существенно возросло производство всех основных продуктов: овощей и картофеля — более чем на 20%, фруктов — на треть, зерна — на 40%, семян подсолнечника — на 60%. Медленнее происходит восстановление отрасли животноводства, но и здесь имелись значительные успехи: производство мяса увеличилось на 20%, яиц — на четверть.
Лидерство в аграрном производстве вернул себе сектор сельскохозяйственных предприятий, продукция которого выросла более чем на 40%. Сектор хозяйств населения увеличил производство на 11%. Рост производства — свидетельство технологического и организационного прогресса, но главным стимулом высоких темпов стала благоприятная рыночная конъюнктура, значительное увеличение платежеспособного спроса на агропродовольственную продукцию. Если за предыдущие пять лет среднегодовой объем экспорта этой продукции составлял 8,2 миллиарда долларов США, то в 2011—2014 годах он достиг 16,1 миллиарда долларов, в т.ч. 4,3 миллиарда — в страны ЕС. Вырос и внутренний рынок: расходы населения Украины (в сопоставимых ценах) на покупку продовольственных товаров за сравниваемые периоды увеличились почти на 20% в расчете на одного человека. Да, в этом году объемы сельскохозяйственного производства предположительно уменьшатся по сравнению с предыдущим годом. Но, так как 2014 год был рекордным, то при таком снижении текущий год все-таки можно тоже считать довольно успешным.
— Устойчиво высокая урожайность основных культур (думается, она и в этом году кардинально не снизится) должна бы положительно сказаться на благополучии крестьянских домохозяйств. Что у нас на селе растет теперь быстрее, богатство или, наоборот, бедность?
— Тут, безусловно, просматривается линейная зависимость между уровнем урожайности и благополучием сельского населения. Жизнь людей в украинском селе за последние годы существенно улучшилась. Так, между 2010 и 2014 годами денежные доходы сельского домохозяйства возросли на 45% номинально, а с учетом инфляции — на 30%. У городских домохозяйств этот прирост был вдвое меньшим. Естественно, рост доходов сельских жителей позволил снизить уровень бедности в этой социальной группе. Если в 2010 году почти у 37% сельских домохозяйств денежные доходы были ниже прожиточного минимума, то в 2014 году бедствовало лишь 16%.
Сейчас по уровню доходов городское домохозяйство превосходит сельское на 15%, а с учетом натуральных доходов эта разница сокращается до 4%. Заметное различие между доходами горожан и селян ощущается только при сравнении с большими городами. В малых городах средние доходы населения близки к доходам сельских жителей.
— Коренной крестьянской проблемой все еще остается вопрос собственности на землю. Как его, по вашему мнению, нужно решать, и исходя из чего?
— Большая часть сельскохозяйственных угодий уже находится сегодня в частной собственности. Около 7 млн сельских жителей Украины были наделены земельными паями со средним размером в 4 га. Кстати, есть земля и у горожан. 4 млн семей — члены садовых, а также огородных кооперативов (средний размер земельного участка около 10 соток). Владельцы земельных паев очень часто используют свое правом сдать землю в аренду, но права ее продажи в связи с действием соответствующего моратория у них нет. Но создание полноценного рынка земли — одна из важнейших для Украины задач. Вместе с тем это, конечно же, очень сложная проблема, поскольку необходимо способствовать развитию всех форм агробизнеса (крупного, среднего, малого). В связи с этим до сих пор очень спорным остается вопрос о предельных размерах землевладения для одного физического или юридического лица.
— То, что агрокомплекс становится локомотивом экономики, это вам, может быть, и приятно слышать. Но ведь параллельно происходит деиндустриализация экономики. Одновременно, как утверждают некоторые экономисты с мировыми именами (например, норвежец Эрик Райнерт, который недавно прочитал в Киеве интересную лекцию), в результате страна потеряет примерно девять миллионов человек. Думается, что лидером этих потерь будет ни кто иной, как то же село.
— Я думаю, что проблема деиндустриализация нам пока что напрямую не угрожает. В настоящее время ведущими отраслями национальной экономики являются: промышленность. В ней производится 16,5% всего валового внутреннего продукта Украины, тогда как в оптовой и розничной торговле — 14,2%, в сельском хозяйстве — 10,2%. Кризисная ситуация, действительно, повышает удельный вес аграрной отрасли, но это временное явление. В передовых странах, где доля сельского хозяйства в национальной экономике снижается фиксируется депопуляция. И, наоборот, в отсталых аграрных странах мы видим высокую рождаемость. В нашей стране демографические процессы регулируются в основном уровнем материального благополучия. Достаточно сказать, что за 2014—2015 годы, которые характеризуются высоким уровнем инфляции и девальвации национальной валюты, рождаемость в Украине сократилась почти на 15%.В США высокоразвитое сельское хозяйство, но его доля в ВВП примерно 1%.
Что касается Украины, то можно с уверенностью сказать, что после завершения войны на востоке и по мере преодоления кризисных явлений и налаживания экономики удельный вес аграрной отрасли (объемы производства, занятость, инвестиции) будет не расти, а сокращаться, что, впрочем, будет сопровождаться ростом качества продукции и повышением уровня ее переработки.
— Есть ли, и будет ли в дальнейшем существовать приемлемый для агрохозяйств и, в частности, для украинских фермеров паритет цен на продукцию сельского хозяйства и на продукцию промышленности, предназначенную для села?
— Соотношение динамики цен, по которым реализуется продукция сельского хозяйства и цен, по которым отрасль приобретает необходимые ей средства производства, а также бытовые приборы для населения, было грубо нарушено в ущерб аграрной сфере в период действия купоно-карбованца и возникшей в это время гиперинфляции. Затем положение выровнялось и сейчас сельское хозяйство — самая рентабельная отрасль экономики. (В прошлом году, например, рентабельными были 85% сельскохозяйственных предприятий, убыточными — лишь 15%. Фермерские хозяйства в большинстве рентабельные). При очень высоких темпах инфляции в этом году в сельском хозяйстве рост цен реализации не отстает от роста цен приобретения, т.е. пока ценовой паритет соблюдается.
— Что может сделать и делает ли для развития агросектора отечественная наука? Есть ли у вас на фоне ее критики и постоянного зажимания финансирования, положительные примеры? Я, например, слышал, что в одном из институтов разработано устройство (это, скорее всего, культиватор), имеющее во много раз больший срок службы и куда более низкую себестоимость, чем американский прототип.
— В интересах отечественного сельского хозяйства работает развитая сеть научных учреждений, задача которых собственными разработками и адаптацией мирового опыта обеспечить высокий уровень развития сельского хозяйства и сельских территорий, ведется большая работа по внедрению международных стандартов качества сельскохозяйственной продукции. И значительные объемы аграрного производства, высокая конкурентность агропродовольственного экспорта это в определенной мере практический результат научных разработок. Вместе с тем нам необходимо существенно повысить уровень научного сопровождения аграрного производства.
— Какие перспективы у украинского агросектора в связи с тем, что повышен мировой прогноз урожая зерновых и, естественно, в результате роста предложения и обостряющейся конкуренции трудно ожидать высоких цен на наш экспорт?
— Сельское хозяйство Украины продемонстрировало способность к динамическому росту объемов производства. Сегодня главное — емкость рынка, платежеспособный спрос. Ведь по уровню продовольственного потребления Украина существенно отстает от развитых стран. Следовательно, внутренний продовольственный рынок должен расширяться, и эта задача может быть решена только в результате роста доходов населения. Что касается конъюнктуры внешнего рынка, то она не может не колебаться и уровень этих колебаний не просто предсказывать. Но нерешенность продовольственной проблемы в мировом масштабе и укрепление интеграционных связей с ЕС позволяют считать экспорт продовольствия стратегически перспективным направлением экономической деятельности аграриев. А неизбежные колебания ценовой конъюнктуры необходимо изучать, нужно научиться прогнозировать и соответственно учитывать в планах выращивания тех или иных культур.