Кабинет Министров разработал проект Закона «Об основных принципах реформирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности» (на отношения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности он не распространяется). Основными принципами государственной политики в отношении разрешительной системы в нем, в частности, провозглашена защита прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, охрана окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства, развитие конкуренции, прозрачность процедуры выдачи документов разрешительного характера, соблюдение равенства прав субъектов ведения хозяйства во время выдачи документов.
Проект определяет, что исчерпывающий перечень документов разрешительного характера устанавливается исключительно законами, а не подзаконными актами. В нем устанавливается принцип платности или безвозмездности выдачи конкретных документов, срок действия или бессрочность документа, перечень оснований для принятия решения об отказе в его выдаче. Размер платы за выдачу документов разрешительного характера устанавливается Кабинетом Министров по представлению разрешительных органов.
Эти органы принимают решение о выдаче или об отказе в выдаче документа в течение десяти рабочих дней, не учитывая день регистрации заявления, если законами, регулирующими эти отношения, не предусмотрен другой срок. В решении об отказе в выдаче должны указываться его основания. Письменное сообщение о принятии соответствующего решения посылается (выдается) субъекту хозяйствования в течение трех рабочих дней со времени его принятия.
Комментируя «Дню» данный законопроект, генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг» Виталий Маргулис назвал его шагом на пути создания эффективной системы государственного управления и достижения баланса интересов государства и предпринимателей. Особенно важным, по его мнению, является то, что контроль за деятельностью разрешительных органов и методологическое обеспечение организации разрешительной системы возложено на центральный орган, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере предпринимательства — Госкомитет по регулятивной политике и предпринимательству. Другим позитивным моментом Маргулис считает четкое установление ответственности чиновников за несвоевременное рассмотрение и выдачу разрешительных документов, для чего вносятся изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
В то же время эксперт «Дня» указал на несоответствие названия документа его основным положениям: фактически речь идет о дальнейшем функционировании разрешительной системы, а не о ее реформировании. Непонятным представляется ему и тезис о том, что разрешительные органы в случаях, предусмотренных законом, могут привлекать для проведения экспертизы, необходимой для выдачи разрешений, предприятия, учреждения и организации.
В законопроекте также предусмотрено, что в случае установления по результатам проверки факта предоставления субъектом ведения хозяйства недостоверной информации, документ разрешительного характера подлежит аннулированию. Непонятно, отмечает Маргулис, какие проверки должны проводиться сразу после выдачи документа и кто и зачем их проводит.
В Госкомпредпринимательстве считают, что принятие законопроекта позволит относительно быстро и эффективно заложить основы для проведения дальнейшей реформы разрешительного законодательства, упорядочить и упростить разрешительные процедуры и ограничить произвол отдельных регуляторных и разрешительных органов. Комитет ждет от предпринимательской общественности, общественных организаций и ученых конструктивных замечаний и предложений к проекту, а также сообщений о реальном состоянии дел в разрешительной сфере.