Через месяц должен начаться отопительный сезон в Украине. Но дата может измениться. Уже появилась информация, что его могут перенести на 1 ноября. Причина — режим экономии энергоресурсов.
«В настоящий момент закачано 16 миллиардов метров кубических газа. С учетом того реверса, который будет с территории Словакии, мы ожидаем 1 ноября» 17,2-17,5 миллиардов кубических метров, — рассказал об энергетическом запасе на зиму на днях министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан. Поэтому чиновник убеждает, что газа должно хватить. Успешность этого замысла зависит от полноты запланированных реверсных поставок газа из Европы. А с этим уже возникли проблемы.
Председатель правления «Укртрансгаз» Игорь Прокопив рассказал, что позавчера Польша прекратила поставки газа в Украину из-за сокращения поставок из России. «Поляки сегодня заявили (заявка на импорт. — Авт.) 11 миллионов кубических метров в сутки, а россияне подтвердили только 7 миллионов метров кубических, то есть минус 4 миллионов кубических метров, а это и есть наш реверс», — объяснил он «Дню». Прокопов считает, что это не такие большие объемы газа, и польская сторона за два дня пообещала найти ресурс на внутреннем рынке. Поэтому угроз для украинского реверса нет. К тому же, по его словам, потребление «голубого топлива» внутри страны сократилось. «В связи с событиями на Донбассе, с остановкой в этом регионе промышленности сегодня значительно сократилось потребление. Если в том году мы ежесуточно потребляли 73 миллионов кубических метров газа, то в настоящий момент — лишь 47 млн. Наш прогноз свидетельствует, что если будет работать реверс, то мы должны пройти эту зиму более-менее успешно. Мы должны были бы до апреля вытянуть», — подытожил председатель ПАО «Укртрансгаз».
По мнению заместителя председателя НАК «Нафтогаз України» Александра Тодийчука, Россия понимает эффективность реверсных поставок, поэтому и блокирует их. «Еще рано делать какие-то выводы о польском реверсе. Через несколько дней получим более полный ответ. Думаю, что все будет в порядке. Мы же помним, какая была борьба в Словакии. И то, что Украина договорилась с ней о поставках 5 миллиардов метров кубических, а весной — 8 миллиардов — наша победа», — считает он. Сейчас в польском Сейме собрался антикризисный штаб, который и примет решение о реверсных поставках и ответе России.
Пережить зиму Украине в случае чего, по мнению Тодийчука, помогут поставки газа через терминалы по приему сжиженного газа.
«Эти терминалы загружены сегодня на 30-40%. Они могут включиться (на полную мощность. — Авт.). Но, конечно, изменится цена. Цена вырастет — это закон рынка. Но, тем не менее, физически они используют свои подземные хранилища», — считает он.
Впрочем, более реально выглядит другой источник — увеличение собственной добычи газа. «В настоящий момент это сделать трудно, потому что действующие месторождения истощены на 70% и нужны вложения значительных средств. Вопрос в миллиардах гривен. У НАКа их нет. Из-за коммунальных долгов предприятие не может привлечь и кредиты», — объясняет Тодийчук.
Председатель правления «Укргазвидобування» (самая крупная государственная компания по добыче газа) Сергей Костюк рассказал «Дню», что инвестиции в газоразработку составляют около 3,5 миллиарда гривен ежегодно. Но их не хватает. По его подсчетам, нужно добавить 1,5-2 миллиарда гривен. Впрочем, их нет, потому что инвесторы не хотят вкладывать без прибыли. «Как можно получить прибыль из цены, если она ниже ее себестоимости? Кто пойдет к нам инвестировать? Создавать новые СП и продавать газ промышленности, отнимая его у населения? Это не выход», — резюмирует он. В настоящий момент, рассказывает он «Дню», общий объем добычи газа компанией составляет 15,1 миллиарда метров кубических в год. «Укргазвидобування» спокойно может нарастить объем за 2 года на 1-1,5 миллиарда метров кубических газа, объяснил он, но при условии инвестиций 2 миллиардов гривен.
Увеличит ли государство инвестиции в источник, который содержит реальный потенциал отвязки от импортного газа? В НАКе разводят руками. Как объяснил Тодийчук «Дню», на календаре уже почти 15 сентября, а проекта бюджета нет, поэтому не понятно, на какие инвестиции может рассчитывать компания в следующем году.
Если в государственной компании ситуация со знаком вопроса относительно инвестиций в газоразработку, то в частном секторе уже определились — денег не будет. Помогло в этом увеличение налогообложения нефтегазовой отрасли (законопроект №4309а), которое 31 июля провели через парламент. Напомним, что в результате ставка платы за пользование недрами с залежами газа на глубине до 5 км увеличилась с 28% до 55% и с 15% до 28% — на тех, что залегают на глубине более 5 км.
«До этого налоговая нагрузка была около 60%. То есть если выручка составляла, условно говоря, 100 гривен, то 60% — налоги, а 40% шли на развитие добычи газа, закупку новой технику и тому подобное. А сейчас налоговая составляющая дошла до 80%! Поэтому инвестиций в новом году не будет. Инвесторы сказали, что больше и копейки в эту страну не дадут», — рассказывает «Дню» об инвестиционных планах генеральный директор ООО «Куб-Газ» (третья частная компания в Украине по объемам добычи) Сергей Панчук. На уточняющий вопрос, означает ли это, что компания вообще не будет инвестировать в 2015 году, он ответил одобрительно. «А из чего? Компания будет развивать уже разработанные ресурсы», — объяснил он. По словам Панчука, «Куб-Газ» добывает более 1 миллиона метров кубических газа в сутки. Планировалось, рассказывает он, что в этом году в развитие направят 400 миллионов гривен. «Но, с одной стороны, сепаратисты кровь пьют, а с другой — наше родное правительство. И душат. Выживут или нет? Но не будет газа с таким подходом», — так оценил перспективы внутренней газодобычи генеральный директор ООО «Куб-Газ» в беседе с «Днем».
Это фактически подтверждают и другие компании. «Сегодня из 2 тысяч скважин «Укрнафти», 10% — газовые. Последние 5 лет мы старались не бурить новые газовые скважины. Хотя теоретически существует потенциал для увеличения газодобычи в компании. Почему не увеличивали? Недостаточная поддержка со стороны государства в решении ряда проблем. Так, в Украине существует ряд высоко дебитных газовых скважин. Но мы не можем их запустить на полную мощность и они работают только зимой, когда есть потребитель. Почему не запускаем? Чтобы поставлять этот газ, нужно строить газопроводы, а для этого необходимо отводить землю. А это такая коррупционная составляющая, что просто ужас. Государство в какой-то степени абсолютно не заинтересовано в развитии внутренней газодобычи, потому и не подставляет плечо для решения многих вопросов, чтобы облегчить добычу полезных ископаемых, в данном случае — нефти и газа», — говорит «Дню» о проблемах развития внутренней добычи заместитель председателя правления ПАО «Укрнафта» по бурению и геологии Владимир Прокопив. По его словам, сегодня «Укрнафта» добывает 1,9 миллиардов метров кубических газа ежегодно. Чтобы увеличивать добычу, нужно инвестировать довольно большие средства, объясняет он. «Например, одна скважина бурится 1-1,5 года и дает около 100 тысяч метров кубических газа в сутки. Если увеличивать, то хотя бы на 10 скважин, которые будут давать в день в целом 1 миллион метров кубических газа, или 350 миллионов метров кубических в год. Для разработки этих скважин необходимо 1 миллиард гривен! А их нужно где-то брать, да еще и с такой поддержкой от государства», — рассказывает заместитель председателя правления ПАО «Укрнафта» по бурению и геологии..
Правительство должно было бы не демонстрировать страусиную позицию в вопросе внутренней газодобычи, а всячески содействовать его развитию, считает президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар. В частности, значительный потенциал скрыт в залежах нетрадиционного газа. Причем, по мнению эксперта, развивать это направление следует вместе с Польшей.
«Дело в том, что Украина и Польша имеют возможность создать своеобразный «метановый пояс Европы». Существующий годовой уровень газодобычи с 25 миллиардов кубометров (20 — у нас, и 4 — в Польше) за пятнадцать лет может вырасти, по разным оценкам, до 59-155 миллиардов кубометров. Для сравнения, «Газпром» сегодня экспортирует в Европу в среднем 150 миллиардов кубометров в год», — рассказывает о потенциале, который вполне реально разработать, Гончар.