Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что нас ждет?

Если государство будет стоять над рынком...
20 марта, 2007 - 20:07

Часто удивляешься великим людям, их мудрости и лаконичности. Каким мастерством нужно владеть, чтобы иногда в одно предложение вложить так много, как это сделал неизменный председатель Счетной палаты, член-корреспондент НАН Украины Валентин Симоненко, рассматривая «нашу» и «их» (либеральную европейскую экономику) в статье «Государство и рынок: пути партнерства» («Экономика Украины», 2007 г., № 1). Цитирую: «Путь, который с точки зрения национальных интересов привел к очень тяжелым последствиям в странах Центральной и Восточной Европы, для нас неприемлемый...».

Судьба распорядилась так, что я родился в уникальном месте — самом маленьком городе Украины, к тому же еще с двух сторон окруженном границей с Польшей. Уникальное пограничное расположение всегда привлекало детско-юношеское внимание к загадочному зарубежью. В социалистические времена, особенно раннего периода, уровень жизни в Польше, особенно в селе, действительно не вызывал восторга. Прошло немного времени, но как все изменилось! Вся Центральная и Восточная Европа, освободившись не только от идеологического диктата, но и от кандалов плановой экономики, действительно расцвела!

Но что забывается — начинали же мы с одного уровня: разбалансированной экономики, дефицита, инфляции, безработицы и еще много чего неприятного. Начали почти одновременно, хотя поляки в своем упрямом (но рациональном!) антикоммунизме опередили все социалистические страны. И вот прошло полтора— два десятка лет, и уже можно сравнить. Каким бы взглядом не посмотреть, профессиональным или обывательским, трудно отыскать в Польше, Чехии, Словакии или Словении эти тяжелые последствия, которыми так пугает специалистов (потому что журнал «Экономика Украины» — самый авторитетный экономический журнал) известный политик и ученый. Не загнулись страны Балтии, медленно, но уверенно меняют свои страны румыны и болгары, удивляет мир самая младшая в Европе Черногория. Совсем рядом, на страницах этого же номера, в статье авторитетного ученого Бориса Пасхавера сравнивается средний уровень зарплаты в отдельных странах Европы относительно США: Польша — 19%, Венгрия — 26%, Чехия — 18%, Литва — 16%, Румыния — 12% и, наконец, Украина — 7%. Вот где причина рабского заробитчанства, и, что еще страшнее — кормление этой ценой армии отечественных бюрократов. Вот тебе и кризис, и «тяжелые последствия в странах Центральной и Восточной Европы»!

Академик Симоненко в этой статье еще говорит о какой-то преждевременной открытости экономики. И это о нашей экономике, где диспропорции и закрытые режимы регулирования взрываются все новыми рыночными скандалами и кризисами (сахар, бензин, зерно, авиатопливо — только короткий перечень из ближайшего). Это печально известная «открытость» в автомобилестроении, которая вынуждает потребителей выбирать на рынке либо «мыльницы» образца 1970-х годов, либо переплачивать за новые модели почти вдвое! Кто бы из знакомых не приехал из Польши или Чехии, сообщают — даже в столицах здесь продукты питания дешевле и качественнее, чем у нас. Представьте себе, явно неместные бананы-апельсины, и те несравненно дешевле! Это же базовое право каждого человека — купить более дешевый товар по собственному выбору. Почему человек должен оплачивать «древнюю» модель «Жигули», если за ту же сумму он может ездить на пятилетнем «Форде», который лучше, комфортнее, безопаснее и экономнее? Чтобы не превратить Украину в свалку отходов? Но это еще вопрос, кто раньше окажется на свалке — уже названный «Форд» или те же «Жигули»...

Недавно один мой знакомый, из тех, кто за народ, но ездит на служебной «Тойоте», был вынужден поездить целых три дня (!) маршруткой на работу. Он просто уши всем прогудел: «Я ожидал, что некомфортно, но чтобы так кошмарно!», «Это катастрофа!», «Да разве мы не люди?». И это при том, что сервис был явно не полным: не обругали, не обворовали, пуговицы все остались.

Тысячи публичных политиков твердят о необходимости защиты отечественного производителя. Но ведь страна — это не гигантское предприятие. Здесь живут люди с мечтами, мыслями, потребностями. Потребители также имеют какие-то права! Кто о них будет говорить? Даже социалисты или коммунисты, для которых, казалось, это является первым хлебом, не обращают надлежащего внимания на потребности простого народа. Вот защитить металлургию или цементный завод — это дело стоящее их внимания.

Любой экономист скажет: все это очевидные результаты отсутствия конкуренции, закрытости и неумелого государственного регулирования. Как образно утверждает легендарный Л. Бальцерович, «они стремятся заменить «невидимую руку» рынка «волосатой рукой» чиновника, которая так и тянется в собственный карман». То есть, возможно, это регулирование и «умелое», но только в интересах отдельных финансово-промышленных групп. Ведь они же не умеют и не хотят работать в условиях конкуренции.

Совсем не тайна, что на непрозрачности, закрытости и специальных режимах регулирования основываются многомиллионные прибыли автомобильного, сахарного, куриного, мясного, молочного, металлического и других «честных» бизнесов. Конкуренции они боятся как огня. Не побоялись поляки сказать: наше автомобилестроение неконкурентное. Попробовали чехи работать на то, чтобы их стало конкурентным, и вот уже «Шкода» — престижное авто. Без всякой потребности цеплять к этой марке какое-то «Шевроле» или «Деу». Вы думаете, не дрожала рука польского правительства, когда соглашались вступать в ЕС? Вспоминали своих крестьян, и закрадывались сомнения... Мужественный лидер польской самообороны А. Леппер даже грудью становился со сторонниками против не нашей — кабинетной, а западной продукции. Но ведь решающее слово остается за потребителем. Он выбрал Европу, и здесь все остальное было бессильным. Прошло несколько лет — и польскую молочную отрасль, как и все сельское хозяйство, не узнать. Решительно меняется село и сельское хозяйство. При этом, как сообщают знакомые поляки, все «конно-ручные» орудия из их страны вывозятся в Украину. Оно и не удивительно, так долго и бездарно реформировать аграрную отрасль могли только мы. Да еще награды за это получили и народную поддержку (почти все бывшие «аграрные вице-премьеры» сейчас народные депутаты).

Какую бы сферу общественной жизни не брать: образование, медицину, экономику, средства массовой информации, пенсионную реформу, права человека — по любой позиции ситуация в Центральной и Восточной Европе значительно лучше, чем у нас. Где этот кризис и «тяжелые последствия» — трудно понять. А почему этот путь с точки зрения экономической логики является для нас неприемлемым, еще труднее постичь. Разве что, идя по европейскому пути, мы не оставим места для коммунистической идеологии, да еще и в явно русофильском исполнении. Нет там места для лжи, постоянного обмана избирателей, постоянной ротации одних и тех же людей около государственного корыта, нет шокирующей разницы в доходах достопочтенных борцов за права людей и уровнем жизни этих же людей. Уверенность в завтрашнем дне, уважение к человеку, его правовая защита, соответствующая общественная отдача за честный труд — разве это не достойно похвалы. Хотелось бы вам пожить в таком кризисе?

Но ведь «нам Польши и Америки не указ». И снова начинается поиск собственного, «третьего пути». Хотя уже теоретически, а авторитетнее и практикой доказано, что «нет никакого третьего пути»! Нет, нам свое делать, и со все более откровенным креном в сторону Москвы. Но чей опыт и наработки мы бы не примеряли, московский — точно не для нас. Не тем богатством Бог нас наделил, да и люди мы не те. Поэтому из Крыма и не удалось сделать Чечню.

Очевидная главная тема статьи академика Симоненко — необходимость усиления государственного регулирования экономики. Для аргументации использованы даже такие авторитетные ученые, как Дж. Штиглиц и Дж. Тобин. Конечно, эти самые авторитетные ученые Запада, добывавшие признание не в органах государственной власти, а на страницах собственных книг, решительны в критике рынка и рыночного механизма. Чтобы не говорили, но даже А. Смит критиковал рынок, называя его «ночным охранником». Но ведь никто из серьезных ученых на основании теоретической и заслуженной критики рынка не будет его отрицать. Рынок лежит в основе капиталистического способа производства. Где-то он несовершенный, где-то — медленный, иногда — неэффективный. Но всегда действенный и прозрачный.

Не станем же мы на основании того, что арифметика не позволяет описать «теорему Лобачевского» или Лоренц-инвартность, отрицать арифметические действия по математике! Однако господин Симоненко на основании собственного гениального открытия («Рынка в его классическом понимании не существует») отрицает возможности этой институции. Современный рынок по характеристикам значительно отдалился от «классического», но от этого он не перестал быть «рынком». Но нет, на замену рынку Симоненко предлагает партнерство бизнеса и власти под «твердой рукой государства». Спросите у бизнеса, хочет ли он такого партнерства? Спросите сами себя, может ли наша государственная машина быть «твердой, справедливой и честной»?

Известно, что с математической, медицинской или физической точки зрения абсолютно белого тела и здорового человека в классическом понимании тоже нет! Так что, будем игнорировать на основании этого математику, физику или медицину? Еще тот же Смит предостерегал, что ошибка, содержащая долю правды — самая страшная, самая коварная ошибка. Спросите любого серьезного и авторитетного ученого экономиста: является ли экономика Украины открытой? Имеет ли место в этой экономике честная и открытая конкуренция? Следует ли усиливать государственное вмешательство в экономику, вводить «твердую руку государства»? Существуют ли объективные основания для оригинального «украинского пути рыночного развития»? Лучше ли жить в Украине, чем в Центральной и Восточной Европе?

Как отечественный ученый, да еще и зацепленный в экономическом образовании крылом марксизма, могу дать однозначно негативный ответ.

Впрочем, киевляне, львовяне и жители многих других городов Украины, в которые или через которые направляются самолеты, поезда, автомобили или даже велосипедисты из Центральной и Восточной Европы, имеют возможность подойти и непосредственно из уст европейцев узнать о «тяжелых последствиях», которые им пришлось перенести. Вопрос лишь в том, когда же и нас, наконец, подвергнут таким «пыткам»?

Путь, пройденный странами Европы, для определенной группы людей неприемлем. Но для обычных людей, тех, кого называют народом, избирателями или электоратом — даже очень желаемый. Не только при власти люди имеют право на достойную жизнь! Впрочем, билет в Европу стоит не так много — езжайте, смотрите, анализируйте, пейте вкусное пиво, кушайте в ресторанах, ночью гуляйте по безопасным улицам, ночуйте в уютных гостиницах, руками щупайте дорожное покрытие и чистые улицы, улыбайтесь друг другу, сверяйте часы по автобусам и трамваям. А тогда делайте выводы. Недаром же, как говорил гениальный Наполеон, последнее слово — за общественным мнением.

Юрий ГУБЕНИ, доктор экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ