Президент Украины Петр Порошенко на совместной пресс-конференции с вице-президентом США Джозефом Байденом 21 ноября обещал создать новое украинское правительство до начала работы Верховной Рады восьмого созыва и за шесть дней. Слово, как говорится, не воробей, его нужно держать и нести за него ответственность.
«ИНОСТРАННЫЙ» ВОПРОС
Директор Агентства моделирования ситуация Виталий Бала согласен с некоторыми западными СМИ в том, что для украинской власти нынешнее время — это время исторических свершений или же время невиданного провала. Комментируя появление в украинском правительстве иностранцев, Бала отмечает, что до тех пор, пока у нас будет недоверие между основными политическими парламентскими силами и противостояние между ними, будет и основа для раскачивания ситуации, и наши северные соседи будут этим пользоваться. Он напоминает о реформах российского царя Петра I, тоже, кстати, Петра Алексеевича, который пригласил в Россию иностранцев. «Привлечение иностранцев в Украину по своей форме достаточно привлекательно, а по своему смыслу — ошибочно. Это сигнал для украинского общества, что политический класс фактически расписывается в своей неспособности делать необходимые стране вещи».
«Нужно ли звать иностранцев, — спрашивает политолог, — если в Украине есть немало образованных профессионалов — патриотов своей страны, способных занять те или иные должности в Кабмине? Хотя я знаю, что они это сделают, я не советовал бы, — говорит он и продолжает: — Мне хотелось бы верить, что придет какой-то иностранец, который будет большим патриотом, чем украинцы, но я в этом очень сомневаюсь». Основываясь на исторических примерах, Бала утверждает, что «наемники приходили к власти, но бывали моменты, когда они разворачивались и шли прочь или даже наносили удар в спину... Никто, кроме нас, не решит наших проблем, — утверждает эксперт, — украинские национальные интересы волнуют только Украину». Он считает, что если «варягам» дадут Минфин или Нацбанк, то с этим еще можно как-то смириться, особенно, если эти люди будут способны вести разговор с международными финансовыми институциями...
«Теперь мы понимаем, почему девять месяцев не проводились реформы: потому что в правительстве не было иностранцев», — иронизирует народный депутат седьмого и предыдущих созывов, глава Центра исследований политических ценностей Олесь Доний. Он напоминает, что в свое время президент Кравчук привлек в консультативный совет во главе с известным в мире экономистом Богданом Гаврилишиным многих авторитетных иностранцев, и спрашивает, кто мешал сделать то же самое нынешнему Президенту. По мнению экс-депутата, вопрос с иностранцами сознательно запускается для того, чтобы отвлечь внимание украинцев. Он говорит, что подбор людей на министерские посты, вопреки обещаниям, проводится не прозрачно, конкуренции между кандидатами нет, как нет у кандидатов и своих программ. «Это кулуарщина и византийщина — они как были, так и остаются, особых перемен пока не видно», — констатирует Доний.
ЗАКОН ТРЕНИЯ
Однако он видит и оптимистические моменты в нынешней ситуации. Огромным плюсом он называет то, что эта власть «не монолитна, потому что ни Порошенко, ни Яценюк не понимают смысла демократии... Если бы власть была, не дай Бог, монолитной, то они закатали бы в асфальт все гражданское общество и весь бизнес, — предполагает эксперт. — Спасение для гражданского общества, малого и среднего бизнеса — это то, что между этими основными финансово-олигархическими группировками, собравшимися вокруг Порошенко и Яценюка, существуют трения и конкуренция. И позитивный момент также в том, что коалиция состоит из пяти структур, в том числе миноритарных, которые являются, по сути, балансирующими и сдерживающими факторами».
Явно критически настроенный по отношению к создающемуся правительству руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев все же считает, что оно будет более работоспособным и эффективным, чем первое правительство Яценюка. Вместе с тем он не думает, что это будет правительство реформаторов. В. Бала также считает, что для проведения реформ должно быть желание высшей политической власти, а люди, реализующие эти реформы, должны мыслить категориями геополитики и геоэкономики. Он уверен, что Украине сейчас необходима программа действий на 2015 год, и под эту программу, по его мнению, нужно бы набрать в правительство не реформаторов, а управленцев-организаторов, которые смогут построить тот инструментарий, при помощи которого эту программу можно будет воплотить в жизнь.
РОТАЦИЯ КАК ПОЗИТИВ
Сколько месяцев просуществует создающееся сегодня правительство? Отвечая на этот вопрос «Дня», Золотарев, не задумываясь, ответил: «До шести месяцев». (Интересно, что подобный прогноз в тот же день озвучил также управляющий партнер инвестиционной компании Dragon Capital Брайан Бест. Он считает, что инвесторы готовы ждать реформ не более четырех-шести месяцев. «Если они не увидят никаких положительных изменений, то переориентируются на другие рынки», — уверен бизнесмен.)
Бала поправил Золотарева, указав, что согласно Конституции правительство нельзя отправить в отставку раньше, чем через год. O. Доний отметил, что «ускоренная ротация власти — это позитив». Он напоминает, что в 1990-е годы, после бархатных революций, парламенты некоторых европейских стран специально приняли решение о том, что парламенты у них будут избираться не на четыре, а на два года. Доний полагает, что «эта власть, как и предыдущая, будет делать все, чтобы стать вечной. Если бы правительство подвергалось постоянной опасности ускоренной ротации, — уверен он, — то было бы вынуждено ускорить и проведение реформ. Пока что я такого не вижу».