А накануне ДТЭК обсудила эту же тему на заседании координационного комитета социального партнерства, в котором участвовали главы городов, поселков и сел, расположенных на территориях, где компания ведет свою деятельность.
Характеризируя нынешнюю систему самоуправления в стране, советник вице-премьер-министра, министра регионального развития, строительства и ЖКХ, директор «Института гражданского общества» Анатолий Ткачук признал, что сегодня в стране даже нет полноценной территории юрисдикции органов местного самоуправления. Территория от одного до другого города — это неполноценная территория местного самоуправления. Есть даже административные районы в сельской местности, где нет полноценного набора органов власти. Есть районный совет и районная администрация, но не обязательно там есть органы прокуратуры, милиции, налоговой службы. Территория там небольшая, население немногочисленное, и иметь территориальные органы исполнительной власти просто нерационально. Но соответствующие функции все же исполняются. А кто координирует работу соответствующих органов на этой территории — непонятно, отмечает Ткачук и делает вывод о разбалансировке исполнительной власти.
Эксперт выступает против того, чтобы ликвидировать исполнительную власть на территориях вообще, но утверждает, что полномочия исполнительной власти и самоуправления должны быть четко разграничены. Принцип, по которому это предлагается сделать в ходе реформирования системы местного самоуправления, по словам Ткачука, очень простой. То, что может быть реализовано органами самоуправления, должно быть им передано, их исполнительные органы обязаны всем этим заниматься. А роль государства состоит в инспектировании качества и выполнения законодательства, то есть в общем надзоре за законностью работы органов самоуправления.
Но самое сложное при этом, отмечает Ткачук, выделить каждому уровню самоуправления необходимый объем ресурсов. Возникает вопрос, говорит он, что первично — деньги, бюджет или полномочия? По мнению эксперта, власть создается именно для того, чтобы оказывать «положительные услуги» людям, которые без власти их не могут получить. Поэтому ресурсы должны выделять исключительно под полномочия, а не наоборот. Четко разграничив полномочия, мы достаточно просто можем распределить ресурсы, говорит Ткачук. Он уверен, что местное самоуправление должно оперировать в основном теми налоговыми ресурсами, которые четко привязаны к территориям.
Эксперт опровергает существующее еще подчас мнение, что главное — это распределить полномочия, а вот территориальное устройство в ходе реформы самоуправления трогать не следует. Он указывает, что закон о добровольном объединении территориальных общин, внесенный в Верховную Раду, позволяет тем общинам, которые готовы к интеграции, сразу выходить по бюджету на уровень городов областного значения: увеличиваются полномочия — растут бюджетные ресурсы.
Развивая мысли коллеги, член рабочей группы Минрегионстроя по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, директор Института развития территорий Юрий Ганущак отмечает, что административно-территориальное устройство — это хребет государства. Между тем в 16 тысячах украинских сел сегодня, по его данным, нет никакой власти вообще — даже сельских старост. В половине сел нет ни детских садиков, ни школ. Города у нас, как говорит эксперт, имеют мозги и ресурсы, но не имеют территории. Села имеют территории, но не могут с ней справиться. Когда туда приходит бизнесмен с деньгами, то узнает, что ему нужно договариваться с четырьмя уровнями власти — областной, районной, городской и сельской. «Зачем это ему надо?» — спрашивает Ганущак.
Как будут образовываться общины? Один из ведущих принципов — это уровень их дотационности. «50 процентов — это уже чрезмерно, — уверен эксперт, — такую общину нужно укрупнять». Он также обращает внимание на источники финансирования теми или иными налогами. По его словам, плохо, когда плательщики сегодня есть, например шахта, а завтра их уже нет — закрыли. «Берите только то, что никуда не денется, что привязано к земле», — советует Ганущак руководителям местного самоуправления. Он разъясняет, что сельские общины будут создаваться вокруг городов как центров экономической деятельности. И одно из полномочий общин — регулировать ставки налога на землю.
Госадминистрации будут создаваться только на уровне больших районов. И их задача — исключительно контроль, причем не за целесообразностью и эффективностью, а лишь за законностью принимаемых органом самоуправления решений. В общине будет не только избираемый на выборах совет, но и совет сельских старост — вторая палата местного самоуправления, рассказывает Ганущак. Причем, по его словам, сельские старосты смогут накладывать вето на решения, принимаемые депутатами совета. Это обеспечит определенную сбалансированность.
«Что такое община? — спрашивает эксперт и отвечает: — Это тот же район, только поделенный на двое. Все полномочия нынешнего района идут общине, но центр работы с населением становится вдвое ближе к нему. Если сегодня из села к райцентру в среднем 21 километр, то до цента общины будет одиннадцать. Мы практически возобновляем те районы, которые были до 60-х годов прошлого столетия, до реформы Хрущева. И в каждой громаде будут ячейки или рабочие места для государственных органов — милиции, казначейства, санитарного контроля... Но останутся только те, кто имеет дело непосредственно с жителями. А те организации, которые имеют дело с различными органами, останутся на уровне района». Когда создается громада, в ней должен быть полный комплект нужных людям государственных органов и организаций, а также соответствующих услуг.
Словом, впереди — огромная работа. Как скоро ее можно завершить? На этот вопрос «Дню» отвечает городской голова Павлограда (Днепропетровская область) Иван Метелица.
«Президент и правительство страны ставят задачу весной 2015 года провести выборы в Верховную Раду уже по новой системе административного устройства, — сказал он «Дню», — То есть до этого времени все законы, направленные на совершенствование местного самоуправления, децентрализацию власти и реформу административно-территориального деления нужно провести через парламент. Если все пойдет в плановом порядке, и сбоев не будет, то, я считаю, что это реально, поскольку выборы нужно проводить по-новому, с новыми полномочиями местной власти, которая должна стать ближе к людям, обеспечить им доступ к ее услугам».
«Правда, сегодня кое-что следовало бы прояснить, — добавляет мэр, — Мне, например, непонятны взаимоотношения нового большого района и города. Большинство депутатов в райсовете будет от сел, а основной ресурс все же остается у города, где населения больше. Все это нужно хорошенько продумать, хотя проблему децентрализации власти, безусловно, необходимо решать. Сейчас кто сколько выпросил на уровне областного бюджета или Минфина, тот что-то может делать. Не нашел подхода к чиновникам, получаешь средства только на зарплату людям, и все — никаких проектов развития. Кроме того, в казначействе и эти гроши очень трудно получить. Я опасаюсь, что война, которая идет в стране, эту проблему не решит. Понятно, что государству очень нужны деньги. Значит, войну нужно остановить, иначе будет еще хуже. Сегодня все надежды только на помощь МВФ, Евросоюза и на такие проекты (мы в них активно участвуем), как энергосбережение».