Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что происходит на мировых рынках?

Многие экономисты говорят о том, что текущий год будет «нестабильным», и ожидать ли миру «значительных потрясений» — во многом зависит от Китая
6 февраля, 2014 - 12:24
ФОТО РЕЙТЕР

Последние недели продолжается снижение основных индексов на ключевых мировых площадках. Индекс Dow Jones за январь «просел» более чем на 5%. И дело не только в лютых морозах в США и плохой статистике ключевых компаний. Провал валют нескольких развивающихся стран добавил серых «красок» в сегодняшнюю картину. В январе аргентинский песо подешевел на 19%. Еще ранее давление на свои валюты ощущали ЮАР, Турция, Индия, Бразилия и другие страны. Немного «просел» российский рубль.

Эксперты Morgan Stanley назвали Украину, а также Бразилию, ЮАР и Турцию среди стран, которые подвергаются сейчас высокому риску «внезапной остановки» потоков иностранного капитала. По мнению аналитиков этого инвестбанка, Индия, Индонезия, Мексика и Таиланд также могут столкнуться с таким явлением, так как инвесторы все больше отворачиваются от развивающихся рынков.

Некоторые аналитики уже говорят о наличии в ряде стран «условий для валютного кризиса». Такие комментарии прозвучали на фоне повышения процентных ставок центральными банками в Индии, Турции и Южной Африки для защиты своих валют, пишет International Business Times. Это будет негативно влиять на темпы экономического роста. «Внезапная остановка», по версии экономистов, определяется как прекращение или даже отток капитала из страны, а также лишение доступа указанных стран к международным финансовым рынкам в течение длительного периода. Отток капитала из этих стран уже идет полным ходом. Только за неделю до 29 января глобальные фонды вытащили из развивающихся рынков $6,3 млрд — это крупнейший отток капиталов с августа 2011 года, утверждает Barclays Plc. По данным Societe Generale, общий приток средств в фонды акций развивающихся рынков достиг пика на уровне 220 млрд долларов в феврале прошлого года, с тех пор более 60 млрд уже «перетекли» в другие активы. По некоторым прогнозам, в ближайшее время скорость «утечки» вырастет. Это, в том числе, связано с постепенным сокращением программы количественного смягчения ФРС США — при неизменном риске доходность американского рынка возросла.

Многие экономисты говорят о том, что текущий год будет «нестабильным». А ожидать ли миру «значительных потрясений» — во многом зависит от Китая. Во всяком случае, об этом пишут десятки экспертов из разных стран.

К примеру, азиатские аналитики Эндрю Шэн и Сяо Гэн отмечают, что кредит в Китае растет с бешеной скоростью, увеличившись со 125% ВВП в 2008 году до 215% в 2012 году. Долг местных властей вырос на 70% с 2009 года, достигнув почти $3 трлн в июне прошлого года. Это вызывает серьезные опасения по поводу уровня риска в финансовой системе Китая. Диспропорции содержатся и в секторе недвижимости — сочетание легкого кредита, низких официальных курсов и высокого спроса в течение последнего десятилетия вызвало рост цены на недвижимость примерно в 300—500 % в некоторых китайских городах. По оценкам Эндрю Шэна и Сяо Гэна, в прошлом году на 43% вырос теневой банковский кредитный рынок, что составило 29% от общих объемов кредитования в Китае. И тут вся надежда на качество реформ, проводимых китайскими властями.

Британский журналист Амброз Эванс-Притчард подчеркивает, что Китай имеет кредитный пузырь стоимостью $24 триллиона — в полтора раза больше, чем в банковской системе США. И весь вопрос в том, удастся ли его аккуратно «спустить». А ведь это не удалось ни ФРС в 1928 году, ни Банку Японии в 1990 году, ни Банку Англии в 2007 году. К тому же попытки Китая уменьшать долговую нагрузку создают дополнительные риски для экономического роста. По его словам, в прошлом году Китай вложил 5 триллионов долларов в новые заводы и в качестве других инвестиций в основной капитал — столько, сколько США и Европа вместе взятые. Это создало в мировой экономике еще больше избыточных мощностей. Так что проблема дефляции и возможности повторения «потерянного десятилетия» по японскому образцу, но уже в общемировом масштабе, кроется именно тут.

Европа «вошла» в дефляцию уже в 2013 году. Данные Евростата показывают, что Италия, Испания, Голландия, Португалия, Греция, Эстония, Словения, Словакия, Латвия, а также Дания, Венгрия, Болгария и Литва «ощутили» дефляцию с мая. Основные цены резко упали в Польше и Чехии с июля, и во Франции — с августа.

В своем последнем обзоре Джордж Сорос заявляет, что ЕС движется к такому типу длительной стагнации, из которой Япония отчаянно пытается убежать. «Ставки высоки: национальные государства могут выжить на протяжении потерянного десятилетия или дольше, но Евросоюз, незаконченная ассоциация национальных государств, может быть этим легко разрушена», — пишет Сорос. Конечно, это преувеличение. Но риски есть.

Всех, кто думает, что дефляция безвредна, Эванс-Притчард призывает прислушаться к словам руководителя Банка Японии Харухико Куроды, который прожил 15 лет в условиях падения цен. «Корпоративные прибыли иссякли. Инвестиции в технологии атрофировались. Инновации выдохлись. Это создало очень негативное мышление в Японии», — сказал Курода. Япония имела самые высокие реальные процентные ставки среди богатых стран, что привело к процентной спирали роста долгового бремени на базе сокращения номинального ВВП.

Лучше всего пока выглядят США, но и тут нет никаких оснований для слишком сильного ускорения роста, который бы создал достаточный спрос для всей мировой экономики. Впрочем, в очередной раз повторю, эти тенденции были видны ранее, и о них эксперты писали еще год назад.

А для Украины сегодня намного более опасны внутренние политические риски, которые могут привести к действительно очень плохим долгосрочным последствиям. И результаты внутриполитических противостояний 2005 — 2009 годов в виде кардинального повышения импортозависимости, роста внешнего долга и невероятного давления на экономику цен на энергоносители могут оказаться только началом наших экономических проблем. Это одна из важных причин для скорейшего мирного разрешения нашего политического кризиса.

Артем ПЕТРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ