Отечественный цветочный бизнес балансирует «между двух огней» — резким ростом себестоимости цветов и снижением покупательской способности украинцев.
Об увеличении прибылей основные игроки цветочного рынка пока даже не мечтают, основная задача на сегодня — выжить, не сократить персонал и не уменьшить посевные площади, ведь их возобновление в дальнейшем потянет колоссальные расходы. Даже экспорт цветов на европейский рынок пока не обеспечивает производителям ожидаемого уровня доходов, поскольку его объемы незначительны и сдерживаются квотами.
С 2013 года коммунальные тарифы для производственных предприятий выросли в несколько раз, в частности на 93% газ и на 77% электроэнергия. Ввиду того, что специфика цветочного бизнеса предусматривает высокую зависимость от энергоносителей (около 65% от общих расходов), не удивительно, что себестоимость выращенных в закрытой почве цветов тоже «зашкалила». В поисках выхода производители начали рассматривать альтернативные источники для отопления теплиц, в частности корпорация «Камелия» в прошлом году за кредитные средства построила собственный котельный комплекс и частично перешла на отопление дровами и другими материалами.
Над решением подобной проблемы работают и в ООО «Аскания-Флора», тепличные площади которой достигают 22 гектаров. Благодаря продуманной политике этим компаниям удалось не только сохранить объемы выращивания и штатный персонал, но и выйти с экспортом на европейский рынок.
«С октября прошлого года мы продаем цветы через голландский аукцион, по 20 тысяч роз в месяц. Это вынужденный шаг, поскольку продать выращенную продукцию на внутреннем рынке очень сложно, но иногда стоимость проданного в Европе цветка ниже от реализованного в Украине», — отмечает соучредитель и президент ООО «Камелия» Татьяна Костюкова.
Опустевшие кошельки украинских потребителей — существенная причина застоя в цветочном бизнесе, ведь в перечне необходимых товаров цветы не занимают главных позиций. Единственным спасением для цветочников остаются большие праздники, по случаю которых украинцы традиционно дарят цветы — 8 Марта, 1 сентября и другие.
«Мы планируем популяризировать традиции отмечания и других праздников, в частности Дня Матери. Этот праздник касается каждой семьи, и чрезвычайно важно с детства формировать культуру поздравлений, преподнося в подарок цветы, потому что нет ни одной женщины, которая бы не радовалась цветам», — отмечает заместитель гендиректора по коммерческим вопросам ООО «Аскания-Флора» Таисия Гандзюк.
Не могут похвастаться сверхдоходами и импортеры посадочного материала. «Со многими покупателями, мелкими и крупными компаниями по выращиванию цветов, приходится работать по схеме отсрочки платежа. Луковицы и саженцы отдаем осенью, а деньги за них получаем весной, когда клиенты вырастили, реализовали цветы и имеют возможность рассчитаться. Поэтому прибыль иногда приходится ждать по полгода», — говорит директор ПП «Бонус» Виктор Цюпка.
Однако цветоводы не теряют оптимизма и верят, что уже скоро их бизнес наладится.
«Мы верим в любовь украинцев к выращиванию цветов. Традиции озеленения собственного жилища и двора в нашей стране очень глубокие. Даже в финансово трудные времена каждая хозяйка стремится украсить балкон или крыльцо цветами. Убеждены, что улучшение материального благосостояния соотечественников непременно потянет за собой повышение спроса на цветы и, соответственно, увеличение объемов продаж и улучшение финансовых показателей цветочных компаний», — уверяет президент «Союзу українських квіткарів» Ирина Слободянюк.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В 2015 году объем экспорта продукции ООО «Аскания-Флора» в Польшу составил около 510 тыс. стеблей роз.
Динамика изменения себестоимости цветочной продукции за последние 2–3 года составила 20% повышения за счет подорожания платы за энергоресурсы.