Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цветочный... газ

Почему несут убытки тепличные хозяйства
5 июня, 2007 - 00:00
СЕРГЕЙ ОСТРОВЕРХ В СВОЕЙ ТЕПЛИЦЕ

Цены на цветы в Харкове просто шокируют. И первое, что приходит в голову, обвинить продавцов в слишком большом корыстолюбии. Мол, наживаются на прекрасном... Но так могут думать только непосвященные в тайны цветочных калькуляций. Если раньше тепличное хозяйство гарантировало его собственнику, хоть и небольшой, но стабильный доход, то теперь — лишь убытки. «Основная статья расходов работников тепличных хозяйств — это газ, цена на который для нас стала теперь просто неподъемной, — говорит предприниматель Сергей Островерх. — А самая большая бессмысленность в том, что нас причислили к категории богатых, и мы вынуждены платить по тарифу даже большему, чем промышленные предприятия».

В первые годы независимости вокруг областного центра, как грибы после дождя, начали появляться тепличные хозяйства. Здесь выращиваются овощи, цветы, пользующиеся спросом не только на Харьковщине и в соседних областях, но и в России, откуда специально приезжают оптовые покупатели. Бизнес казался прибыльным, и Островерх влез в долги, чтобы построить на приусадебном участке теплицы для выращивания роз. Теперь он и его жена ежедневно, без выходных и праздников, занимаются этим делом. Поливают, пропалывают и обрезают цветы, удобряют почву, заботятся о том, чтобы растения не болели. И так до самого вечера круглый год. У Татьяны никогда уже, наверное, не будет ухоженных нежных рук — они все изранены шипами роз, потому что в перчатках работать не удобно. «Работа физически тяжелая и неблагодарная, а что делать, если мне, человеку с двумя высшими образованиями, больше негде пристроиться...», — вздыхает Сергей и переходит к рассказу о том, как формируются цены на цветочном рынке. Оказывается, тепличники вынуждены продавать скупщикам свою продукцию, выращенную с таким трудом, по смешным ценам. Так, одна хорошая роза при оптовой закупке может уйти за гривну или даже за 50 копеек! Счастье было, когда приезжали россияне, ведь для них цена цветка в 3—4 гривны — это очень дешево, и они с радостью скупали едва ли не все содержимое теплиц на корню. Теперь, после того, как их обложили налогами на границе, они приезжают только по праздникам за крупными партиями товара к перекупщикам, оставив на их ценовой произвол непосредственных производителей. Тем же, кто продает цветы на рынке, тоже не сладко. Оценивая свой товар, они не могут не учитывать покупательную способность населения...

Когда выросли цены на газ, тепличникам вообще стало невмоготу. Перед ними стала дилемма — сворачивать убыточный бизнес или продолжать борьбу за выживание, которая неизвестно чем закончится. Надеяться на государственную помощь бессмысленно...

Недавно губернатор Харьковской области Арсен Аваков обратился к депутатам Верховной Рады с просьбой пересмотреть тарифы на газ для населения. Аргументировал свое обращение тем, что новый механизм расчетов цены на природный газ, определенный постановлениями Кабинета Министров и НКРЭ в декабре 2006 года, привел к тому, что около 30% сельских жителей области вынуждены платить за газ по цене 980 гривен за тысячу кубометров. Губернатор сетовал на то, что прошлой холодной зимой, когда увеличились объемы потребления газа на отопление, одинаковую цену платили люди, использующие десятки тысяч кубометров газа на отопление роскошных особняков и те, кто тратил гораздо меньше, обогревая типовые сельские дома. Вскоре после этого губернатор обнадежил людей, заявив, что средняя цена газа для отопления домов сельских жителей снизится и будет составлять 315—440 гривен за тысячу кубометров. Впрочем, на официальном сайте облгосадминистрации разъяснили, что такие цены, конечно же, не будут распространяться на ту часть населения, которая расходует большие объемы газа для отопления многоэтажных особняков.

Когда вводились дифференцированные тарифы на газ, предполагалась, что богатые заплатят за бедных, но разве по расходу газа можно определять, кто богатый, а кто бедный?! Богатый, по словам Островерха, не будет ковыряться целыми днями в земле и выращивать цветы. Обогрев теплиц требует большого количества газа, поэтому уложиться в 12 тысяч кубометров за год просто невозможно. В результате, сельские предприниматели должны платить по самому высокому тарифу в размере 1173 гривен за тысячу кубометров, а это даже больше, чем платят промышленные и коммерческие предприятия, для которых тариф составляет 960 гривен за тысячу кубометров. Где же тут государственная поддержка сельских жителей и малого предпринимательства вообще?!

Глава представительства Госкомпредпринимательства в Харьковской области Виктория Радченко по итогам прошедшего года оптимистично отчиталась, что с каждым годом показатели деятельности малого и среднего бизнеса растут на 3- 5%. В этом секторе экономики реализуется около 15% продукции и услуг от общего объема их реализации в области, в нем занято около 400 тысяч человек, что составляет 32% от всего самодеятельного населения региона. Цифры внушительные. Как отметила тогда Радченко, существует зависимость уровня развития сферы малого бизнеса от поддержки этой сферы. Островерх возражает: «Я не вижу никакой поддержки. Да, мы могли бы обойтись и без их помощи, лишь бы только не мешали такими дискриминационными ценами на газ. И кому мы стали поперек дороги, что нас фактически уничтожают? Мы не требуем каких-то особых привилегий, но хотим, чтобы тариф на газ для нас, частных производителей, был посильным, чтобы можно было наращивать производство продукции. Ведь за единицу товара мы платим одну цену вне зависимости от того, берём одну единицу какого-либо продукта или тысячу единиц. А газ, это тот же товар, так почему же цена на него увеличивается в зависимости от того, какое его количество мы покупаем». «Согласно Конституции Украины, — наизусть цитирует Островерх, — «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом», поэтому «не может быть привилегий или ограничений по признаку расы, цвету кожи, политических убеждений, ... имущественного положения, места проживания...». «Нынешние же тарифы, — продолжает предприниматель, — разделяют нас по имущественному признаку. Уже не знаешь, у кого просить помощи, кто способен оспорить эту несправедливость. Хочется верить, что недомыслие чиновников, готовивших эти тарифы, будет исправлено правительством, что нас не оставят в беде. Для нас, тепличников — это вопрос выживания!».

Марина ГОЛИНА, Харьков. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ