Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деньги — власть — деньги

Эксперты — о формуле использования «черного нала» в избирательной кампании
16 октября, 2014 - 12:32
Деньги — власть — деньги
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Теневой финансовый сектор в нашей стране при новой власти не только не исчез, но и продолжает набирать обороты, внедряясь даже туда, где его по моральным соображениям и близко не должно быть. В конце прошлой недели тему теневых денег поднял на пресс-конференции участник АТО, соорганизатор 25-го батальона «Киевская Русь» Вячеслав Фурса. «Раненых лечат за счет населения, — сказал доброволец, — Государство не принимает никакого участия. Выделенные из бюджета деньги расходятся по карманам чиновников».

«Почему раненые должны лечиться за свои деньги? Почему за свои деньги родственники погибших хоронят их? — спрашивает Фурса. — Мы живем в цивилизованной стране, неужели нельзя своевременно дать деньги семье погибшего? А обычно семья хоронит за свои деньги, а потом начинает обивать пороги и доказывать, что потратила на похороны такую-то сумму и просить, чтобы ее компенсировали. Это очередной пример саботажа и коррупции. Деньги отмываются на войне, на горе наших бойцов».

Несколько странный и, конечно же, более чем риторический вопрос о функционировании теневого сектора экономики поставили в понедельник в ходе пресс-конференции в Киеве и украинские эксперты. Их интересовало, почему «теневые» деньги идут на выборы, а не в экономику? Ответ широко известен: чтобы их затем «отбить», «отмыть» и приумножить.

Едва ли не 60% средств, находящихся в обороте в нашей стране, это теневые деньги, считает руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. Он предлагает свой перефраз формулы Маркса для сегодняшней Украины: деньги — власть — деньги. По мнению эксперта, все те цифры, которыми описывают официальные бюджеты избирательных компаний политсил, не составляют и трети реальных средств, использующихся ими в период предвыборной гонки, хотя в этом году такие бюджеты существенно меньше в силу того, что нынешние выборы — это блиц-кампания.

Тем не менее, бюджеты кандидатов впечатляют хотя бы количеством бигбордов. С каждого второго из них люди в камуфляже призывают защитить Украину. Но мало кто знает, что стоимость одного бигборда, отмечает Золотарев, примерно соответствует цене бронежилета четвертого класса, которых украинским военным до сих пор не хватает. У военных часто нет самого необходимого. До сих пор у военнослужащих украинской армии нет именных жетонов, и есть масса других дыр, которые далеко не полностью латаются усилиями волонтеров. Тем не менее, политики всех масштабов, отмечает эксперт, предпочитают тратить деньги на саморекламу. Он предполагает, что на избирательную кампанию в итоге будет потрачена сумма, сопоставимая с бюджетом нескольких месяцев ведения боевых действий. «Для украинского политикума такие расходы являются более приоритетными, чем финансирование вооруженных сил, обеспечение их всем необходимым», — уверен Золотарев.

Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала не ставит под большое сомнение цифру в 340 миллионов гривен в день, которую, по уверению одного из интернет-ресурсов, тратят политсилы на избирательную кампанию. Он даже говорит о новой статье расходов, которую позволяют себе кандидаты, стремящиеся второй или даже третий раз победить на своем округе. Для этого они, конечно, с использованием черного нала покупают своим оппонентам проходные места в тех или иных партийных списках...

А Золотарев отмечает, что бюджеты мажоритарных кандидатов также наполняются главным образом за счет тени. «Как они туда попадают? — спрашивает эксперт и отвечает: — Через всевозможные тендеры, откаты и взятки». По мнению эксперта, во времена Януковича теневая часть избирательных бюджетов достигала 40%. Но и сейчас украинская политика построена на «черном нале». Им оплачиваются агитаторы, средства массовой информации (сверх официальных тарифов). Причем ни одна из политсил в этом плане не является исключением.

«Даже отставка Гелетея (министра обороны Украины. — Авт.), — констатирует Золотарев, — это блестящий предвыборный ход Порошенко. Уволен человек, вобравший в себя весь негатив военной кампании. А когда этот негатив стал переходить на первое лицо, то использовали формулу «царь хороший, бояре плохие». И это, безусловно, добавит очков блоку Петра Порошенко». На соответствующий эффект другой политсиле пришлось бы потратить немало денег, а в данном случае его достигли в буквальном смысле одним росчерком пера, отмечает эксперт.

Он не исключает, что еще до выборов будет использован еще один такой экономный и в то же время сильный ход: «В отставку пойдет либо Гонтарева (Валерия Гонтарева, глава Нацбанка Украины), либо Ярема (генеральный прокурор Виталий Ярема). Оценивая финансовые затраты мажоритарных кандидатов, Золотарев отмечает, что в этой избирательной кампании будет меньше бюджетов на $2—3 миллиона, большинство намерено уложиться в $1—1,5 миллиона.

«День» поинтересовался, не свидетельствуют ли большие различия в последних выводах социологических исследований о том, что некоторые компании также получают повышенные гонорары налом за «хорошие» рейтинги для соответствующих партий, благодаря чему может повыситься результат на выборах. Эксперты, по-видимому, не очень хотели бросать камни в огород коллег, с которыми приходится сотрудничать, и говорили о том, что даже и с учетом коррупционной составляющей показатели опросов редко выходят за допустимые пределы статистических ошибок. Но после пресс-конференции один из участников (с условием «не на диктофон») сказал «Дню»: «Берут еще как и цифры рисуют еще как».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ