Несмотря на довольно высокий прогноз урожайности зерновых в этом году (41 млн. тонн), Минагрополитики дает неутешительный прогноз финансовых результатов агрохозяйств: рентабельность зерновых в среднем по Украине ожидается на уровне 15%, максимум — 20%. Виной всему диспаритет цен между зерном, с одной стороны, и горюче-смазочными материалами, удобрениями и средствами защиты растений — с другой. «Мы понимаем, насколько серьезна ситуация с учетом того, что традиционная убыточность в животноводстве компенсировалась высокой рентабельностью в производстве зерновых», — сказал первый вице-премьер- министр Анатолий Кинах на заседании рабочей группы по координации рынка зерна. По его мнению, вопрос паритета цен, эффективной реализации зерна имеет принципиальное социально-экономическое и общественно-политическое значение. «Запаса «мощностей» с точки зрения финансового результата у нас нет, и поэтому каждая гривня, влияющая на цену, имеет большое значение», — констатировал вице-премьер. Поэтому он довольно резко критиковал государственных агентов по интервенционным и залоговым закупкам зерна. Установленное правительством задание на 5,5 млн. тонн сегодня выполнено ими только на четверть, и это не позволяет снять нагрузку со стороны предложения зерна на внутреннем рынке. В результате закупочные цены вызывают резкое неудовольствие крестьян, поскольку зачастую не позволяют им покрывать затраты на выращивание и уборку урожая.
Традиционно неблагополучно обстоят дела и с возмещением зернотрейдерам НДС, хотя дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки. По состоянию на 29 августа в целом по стране субъектам аграрного рынка возмещено 595 млн. грн. НДС, что в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. В то же время остается еще просроченная задолженность на 334 млн. грн., причем из нее только 5 млн. прошли проверку налоговыми органами. При таких темпах, констатировал А.Кинах, проблему не удастся решить до конца года.
Между тем, по его словам, несвоевременное возмещение подтвержденного НДС снижает цену на зерно как минимум на 10%. При этом Кинах упрекнул и Украинскую зерновую ассоциацию (УЗА): «Чем больше будете использовать посредников в схемах закупки, реализации и экспорта зерна, тем сложнее будет процесс возмещения подтвержденного сальдо НДС». Стоит напомнить, что ассоциация неоднократно настаивала на скорейшем решении проблемы возврата НДС, указывая на то, что промедление приводит к уходу зернотрейдеров с украинского рынка. УЗА даже предупреждала, что может перейти к осуществлению радикальных мер — начать процедуру лоббирования в парламенте отмены НДС на украинское зерно, начиная с июля будущего года.
На посредников как основных виновников задержки с возмещением НДС указывает и налоговая, но это, с ее точки зрения, не единственная причина. Заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь посетовал на то, что Генпрокуратура изъяла документы у 14 зернотрейдеров, и это не позволяет фискальному ведомству работать с первичной документацией по зерну. Кроме того, по поступившей из-за рубежа информации отсутствует подтверждение существования некоторых фирм — гарантов украинских зернотрейдеров. Все возникшие трудности с доступом к документам налоговики оценивают в «замороженную» сумму невозвращенного НДС свыше 100 млн. грн.
В стране до сих пор не создана информационная система о тарифах, условиях предоставления услуг и характеристиках элеваторов, которая позволяла бы сельхозпроизводителям выбирать наиболее оптимальный для себя вариант. «Создается впечатление, что отсутствие современной информации об услугах зерновых складов кому- то выгодно для злоупотреблений и сохранения монопольного положения на определенных территориях», — предположил А.Кинах и привел данные о диапазоне существующих тарифов. В частности, в системе Госрезерва тарифы на прием зерна колеблются от 3,8 грн. до 16 грн. за тонну, за сушку — от 1,7 грн. до 46 грн. за тонну, в ГАК «Хлеб Украины» за прием зерна — от 1,2 грн. до 9,2 грн., за сушку — от 1,8 грн. до 21 грн. Речь не идет о механическом уменьшении тарифов — их уровень должен быть объективным и отражать реальную себестоимость, отметил А.Кинах.
Впрочем, правительство само далеко не безгрешно в регулировании зернового рынка, приводя его подчас в смятение своими непрофессиональными действиями. К таким шагам относится принятое в конце июля печально известное распоряжение Кабмина №295, нарушавшее условия равноправной конкуренции на рынке зерна путем предоставления Госрезерву и ГАК «Хлеб Украины» односторонних льгот на зерновом рынке. Против нерыночных преференций для госкомпаний тогда выступили УЗА и Украинская аграрная конфедерация, а также первый вице- премьер. Понадобился месяц на то, чтобы после проведения нескольких заседаний рабочей группы, в которую входили представители власти и зернового бизнеса, в дискриминационный документ были внесены изменения. Распоряжение Кабмина №375 отменяет преференционные условия возмещения НДС государственным компаниям при экспорте зерна и получение ими бесплатных услуг, предоставляемых перевозчиками по свободным тарифам. Кроме того, максимальное снижение размера портовых сборов и оплаты услуг в морских торговых портах во время экспорта распространяется на всех субъектов зернового рынка, независимо от формы собственности. На период до 31 декабря 2005 года для всех участников рынка на 15,26% снижаются тарифы на перевозку экспортного зерна, на 25% — ставки дополнительных сборов за предоставленные при этом услуги. По мнению А.Кинаха, новое распоряжение Кабмина восстанавливает равные условия деятельности для всех участников рынка зерна, и это «шаг к формированию в Украине прозрачной рыночной экономики на условиях равноправной конкуренции».