Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дистрофия нефтепереработки

12 мая, 2008 - 20:07

Общая годовая мощность украинских нефтеперерабатывающих предприятий — около 51 миллиона тонн. Так почему же мы все больше нефтепродуктов покупаем за границей?

Нефтеперерабатывающий комплекс страны состоит из Кременчугского, Лисичанского, Одесского, Надворнянского, Дрогобычского и Херсонского НПЗ. При этом только два завода — Лисичанский и недавно прошедший реконструкции Одесский — способны производить горючее по европейским стандартам, которые сегодня уже стали, или вернее, становятся нормой и в Украине. Выходит, что остальное остается за бортом цивилизованной конкуренции.

«Уровень работы большинства украинских НПЗ еще и до сих пор определяется показателями 1970 х годов. Эффективность их очень низка.Проблема в необходимости модернизации, которая требует больших капиталовложений. Например, чтобы вывести на европейский уровень Дрогобычский или Надвирнянский заводы, необходимо вложить в реконструкцию каждого из них почти по два миллиарда долларов», — рассказал «Дню» заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Исполнительный директор компании ЮПЕКО Сергей Куюн отмечает, что на практике для финансирования всех отечественных НПЗ ежегодно с трудом находят $80—100 миллионов, и это при условии, что кто-то строит установку. В соседней России за последние два года финансирование нефтеперерабатывающих заводов увеличили вдвое — до двух миллиардов долларов, что в среднем составляет по $40 миллионов на каждое предприятие.

Найти потенциального инвестора на украинские НПЗ, по мнению экспертов, не проблема. Однако реальные инвестиции в переработку нефти сдерживают постоянные экономические и политические недоразумения внутри страны и недостаточная законодательная база для стимулирования модернизационных процессов. К тому же, как отмечает Рябцев, неопределенность с приватизационными подходами постоянно нависает над инвесторскими головами. Ведь в мире хорошо помнят реприватизацию «Криворожстали».

И собственники НПЗ не спешат идти по европейскому пути, который официально задекларировало государство. За последние пять лет отечественная нефтепереработка сократилась вдвое, а производство готового продукта на 42%. При этом, как уже было сказано выше, качество продукции украинских НПЗ достаточно далеко от европейских требований.

Существует мнение, что торможение украинской нефтепереработки началось с отмены в 2005 году таможенных ставок на импорт нефтепродуктов. Однако подобная практика применяется не только у нас, к тому же, на пути вступления в ВТО, мы должны были сделать это рано или поздно. Главной причиной остановки в 2005 году сразу трех нефтеперерабатывающих гигантов Куюн называет отмену в марте того же года вексельной схемы уплаты НДС. Это повлекло к разрушению оптимизационных схем при уплате НДС, которые позволяли фирмам-посредникам за доступную плату продавать украинским НПЗ импортированное сырье. «Можете себе представить, что такое 20% ное преимущество (нефтепродуктов отечественного производства — Авт. ) перед импортом? Безусловно, это позволяло украинским заводам быть конкурентоспособными и неплохо зарабатывать, не модернизируя при этом свое производство», — говорит эксперт.

Однако, по мнению Рябцева, отставание украинских НПЗ от европейских качественных и экологических требований определено их ориентацией на первичную переработку нефти (мазута), которая из Украины транспортировалась на заводы Восточной Европы, где и превращалась в бензин.

Не способствуют успехам украинской переработки и поставки на авторынок ассортимента прошлого века. С 2004 года автомобильные вкусы украинцев начали меняться. Пересаживаясь с «Жигулей» и «Таврий» на иномарки, автомобилисты постепенно отказываются от советской марки А-76 в пользу европейской А-95. Сегодня рынок А-95 втрое больше. И что с этого? Беда в том, что потерянную украинскими предпринимателями часть нефтяного рынка сразу же захватил импорт, который за последние три года увеличился в 11 раз (бензин и дизельное топливо). По мнению экспертов, если государство в ближайшее время не позаботится о создании единой стратегии по развитию нефтеперерабатывающей отрасли, импортная составляющая непрестанно будет расти. «По итогам первого квартала 2008 года, импорт дизельного топлива составил 60%, а бензина — около 30%. То есть в среднем мы двигаемся к отметке 50%», — говорит Куюн.

«Для украинских НПЗ цена нефти на 5—7% ниже ее стоимости для европейских предприятий. Это обусловлено близостью транспортного плеча для России, которая является основным поставщиком нефти на наши заводы», — рассказывал «Дню» Рябцев. Поэтому, по его мнению, скорейшая модернизация должна стать одной из главных государственных задач.

Услышат ли это мнение в правительстве? Похоже, с ним соглашаются только на словах. Тем более, что для этого не нужно изобретать украинский велосипед. Нужен закон, который бы стимулировал модернизацию НПЗ. Однако прошлогодняя попытка утвердить его провалилась. Эксперты также считают, что нужно навести порядок на таможне. Нынешнее ее руководство заявило о намерении искоренить практику подачи заниженного таможенного инвойса и, соответственно, неполной уплаты НДС в государственную казну. Это, конечно, хорошее стремление относительно товаров других товарных групп. Что касается нефти, то здесь далеко не все так просто. Попытки внедрить размер уплаты НДС при импорте по специальной формуле, составляющими которой будут котировка за определенный период на мировом рынке, могут сделать отечественные нефтепродукты абсолютно неконкурентоспособными на собственном же рынке. В этом случае Украина может вообще остаться без НПЗ и без отечественных нефтепродуктов. А на каком уровне будет энергетическая безопасность?

КСТАТИ

Пошлина на вывоз нефти из Российской Федерации с 1 июня 2008 года увеличится на $57 и составит $398,1 за тонну, установив тем самым новый рекорд. В настоящее время ставка пошлины составляет $340,1 за тонну. Понятно, что в результате перед украинскими нефтеперерабатывающими заводами, почти полностью получающими нефть из России, встанут новые трудности — их продукции придется конкурировать с нефтепродуктами, изготовленными на российских же предприятиях без уплаты этой пошлины.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ