Вчера украинцам опять предложили спектакль под куполом Верховной Рады. В этот раз на арене «выступил» первый заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский. Последний будто-бы пьяным вышел докладывать о состоянии исполнения бюджета Украины за 2012 год. Когда чиновник из Минфина начал свой доклад, к нему подошёл депутат из фракции «Свобода» Игорь Швайка и начал кричать на весь зал, что докладчик пьян. «Около трибуны, за которой выступал Мярковский, в радиусе 5 метров была вонь такая, как воняет от человека, который только что оторвался от водки», — рассказывал потом в комментариях журналистам свободовец. Как и ожидалось, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы ВРУ регионал Владимир Макеенко отрицал предположение Швайки. В интервью журналистам он отметил, что Мярковскому просто стало плохо, и «он в настоящий момент у врача, он меряет давление, пьёт там лекарства». «Я подошёл к нему, посмотрел, как он выглядит. Да он просто бледный», — прибавил Макеенко.
Все СМИ и прогрессивное фейсбук-сообщество бросилось бойко обсуждать «откровенное пренебрежение к высшему законодательному органу и полное падение представителей власти». И ни единого слова — о содержании того, что Маярковский должен был доложить. А во ВРУ Маярковский, напомним, пришёл с отчётом об исполнении бюджета 2012 года.
Так действительно ли замминистра мог прийти докладывать пьяным во ВРУ? Или этот спектакль был разыгран с единственной целью — отвлечь внимание от сути. Ведь «отвлекать» действительно есть от чего. Госкомстат, отчёты которого эксперты не устают называть «сманипулированными», откровенно свидетельствует о падении по всем фронтам. Из последнего — промышленное производство за первый квартал в Украине сократилось на 5,2%, за май и того больше — почти на 10%. На вопрос «Дня» чиновники и экономисты партии власти (как например член политсовета Партии Регионов, доктор экономических наук Алексей Плотников в сегодняшнем интервью) объясняют проблемы неурядицами «на внешних рынках». Мы решили проверить эти объяснения у «практиков». И вот, что нам рассказали те, отрасль которых показала наибольшее падение (минус 25%).
Пресс-секретарь корпорации «Богдан» Сергей Красуля объяснил «Дню», что именно отсутствие государственной поддержки и программ по стимулированию рынка после кризиса 2008 года фактически повлекли остановку автомобилестроения. «В частности на нашем предприятии мы были вынуждены остановить производство с декабря прошлого года. И весь первый квартал в этом году завод был «законсервован», — рассказал он. Со слов Красули, восстановить производство и сохранить рабочие места «Богдану» позволили дополнительные пошлины на импорт автомобилей, которые вступили в силу в конце апреля этого года. «Мы решили восстановить производство и сохранили рабочие места. Во второй половине апреля завод заработал в режиме подготовки к производству. А уже с мая — выпускать продукцию. За последний месяц весны нами было выпущено 630 легковых автомобилей», — говорит эксперт. Он подтвердил, что «фактически стояли» все производители автомобилей в Украине весь первый квартал в этом году. И именно это спровоцировало такое катастрофическое падение промышленного производства, считает Красуля. Но, по его прогнозам, до конца года производителю удастся выровнять ситуацию, и даже выйти на рост. «При условии сохранения текущей ситуации до конца года наша компания планирует выйти на рост в размере около 20-25%», — заверяет Красуля. Впрочем, эксперт отмечает: на украинском рынке все ещё сохраняется сложная ситуация. А потому рассчитывать на то, что роста удастся достичь за счёт оживления внутреннего спроса, было бы неосмотрительно. «Мы всё же рассчитываем на экспорт автомобилей на рынки других стран», — говорит Красуля. И действие специальных пошлин на импортные авто, со слов пресс-секретаря корпорации «Богдан», действительно тоже может помочь производителю увеличить свою часть присутствия на внутреннем рынке и реализовать те объёмы производства, которые запланированы на этот год.
То, что ситуация в этом году усложнилась настолько, что пришлось останавливать производство, «Дню» подтвердили и в пресс-службе холдинга «ЛАЗ». «В феврале мы остановили производство. Пришлось оптимизировать расходы, сократить мощности. И связано это с отсутствием заказов на рынке Украины», — рассказала «Дню» пресс-секретарь холдинга «ЛАЗ» Оксана Горак. Чтобы удержаться на плаву, предприятие начало искать выходы на другие рынки: ЕС, Российской Федерации, Балканских стран. Пани Горак объясняет: «Были два негативных фактора, которые могли повлиять на автобусостроительную сферу. Первое — поднятие пошлины в РФ. Введение экологического сбора повлекло подорожание нашей продукции на российском рынке», — подтверждает эксперт. И второй — отсутствие тендеров со стороны украинских муниципалитетов на обновление технического парка общественного транспорта. По мнению пресс-секретаря, объяснить такой тендерный «штиль» очень просто — нет денег. «Хотя коммунальные парки очень нуждаются в замене активов, города не могут сегодня выделить средства на закупку новой техники», — делает выводы пани Горак. Но она, также как и ее коллега из корпорации «Богдан», надеется, что уже скоро ситуация улучшится. Правда, Горак в этом случае доверяет обещаниям государства. Говорит, что холдинг «ЛАЗ» искренне верит, что то, что сегодня обещают чиновники нашим перевозчикам, в частности предоставление дотаций на приобретение новой техники, позволит производителю разморозить выпуск автобусов. «У нас компания, которая ориентируется на коммунальный транспорт. Выпуск крупногабаритных автобусов как раз направлен на то, что муниципалитеты будут обновлять подвижной состав общественного транспорта», — объясняет эксперт. Пока же пани Горак подтверждает «Дню»: падение производства на 25%, которое зафиксировал Госкомстат, к сожалению, справедлив и для «ЛАЗа».
Напомним, в интервью «Дню» (Андрей НОВАК: «После того, как мы присоединимся к Европе, рейдерским методом уже ничего не захватишь» от 14 июня 2013 года. — Авт.) экономист Андрей НОВАК прокомментировал все эти «статистические» сигналы тем, что украинская экономика сегодня, как минимум, простаивает. «Все производители живут даже не кварталом, а месяцем. Нет мотивации инвестировать. Происходит обеспечение текущего технологического процесса», — заметил эксперт. Однако, по его мнению, украинский бизнесмен в развитие уже не вкладывает не только потому, что нет сбыта (читаем: в экономике нет живых денег, за которые можно покупать товары), а еще и потому что он понимает, что как только он в таких трудных макроэкономических условиях становится прибыльным и привлекательным, «на его предприятие может прийти рейдер, который захочет это предприятие забрать под определенную экономико-политическую группу».