Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

До времени «Ц» — 25 месяцев

В парламенте еще нет ответа на все вопросы внедрения цифрового ТВ, а вот семь миллионов украинцев уже тестируют его бесплатно
22 мая, 2013 - 11:39
ФОТО РЕЙТЕР

Осталось 25 месяцев до отключения в Украине аналогового телевидения. 17 июня 2015 года мы, как и все наши европейские соседи, должны перейти на новый формат телевизионного вещания — цифровой. Как известно, это основное требование Женевской конвенции, которую в 2006 году подписала Украина. Что уже сделано для успешного запуска «цифры» в Украине и что еще следует подтянуть? Эти и другие вопросы внедрения стандартов цифрового вещания рассматривались во время последних слушаний парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации в конце прошлой недели.

«В начале перехода с аналогового на цифровое вещание все были в определенной эйфории», — рассказывает председатель Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Владимир Манжосов. Впрочем, практика показала, что для запуска «цифры» нужно много и систематично работать. Результатом этой работы стала национальная сеть телевещания, которую в 2012 году на всемирной ежегодной выставке цифровых технологий IBC в Амстердаме официально признали самой быстрорастущей в мире.

ПЕРВЫЙ ЭТАП — «УСПЕШНО ЗАВЕРШЕН»

Построенная сеть, по расчетам Государственного предприятия «Украинского центра радиочастот», покрывает сигналом 95% населения Украины. Вновь созданная цифровая инфраструктура работает на оборудовании от ведущих мировых производителей — таких, как немецкие Rohde&Schwartz, KATHREIN, SPRINNER и американские Andrew и Harris. Она состоит из 664 цифровых передатчиков, которые расположены на 166 передаточных станциях и одной главной станции в Киеве. Сеть работает по стандарту DVB-T2, который в 1,5 раза эффективнее других стандартов, а также имеет высокую стойкость к препятствиям и увеличивает зону покрытия на 20%. Кроме того, она способна работать в двух форматах вещания: стандартный — SD и высокого качества — HD, который еще называют форматом «телевидения будущего». В сети одновременно транслируются 32 телепрограммы. Уже сегодня, как отметил директор компании «Зеонбуд» Виктор Галич, более семи миллионов украинцев могут протестировать «цифру» на своих телеэкранах. К тому же, бесплатно, подчеркивает он.

Со слов Галича, больше всего проблем в построении национальной цифровой сети было в горных регионах, особенно в Западной Украине и частично в Крыму.

ВТОРОЙ ЭТАП — «В ПРОЦЕССЕ»

Следующий этап перехода на цифру — оснащение всего населения специальными приемниками (по-другому их называют сет-топ-боксы или тюнеры), которые «научат» любой телевизор принимать цифровой сигнал. По словам председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины Александра Курдиновича, государство обеспечит такими приемниками 1,384 миллиона малообеспеченных граждан. Сегодня уже закуплено и передано 792 250 таких тюнеров. В прошлом году на эти цели в бюджете предусмотрели 450          миллионов гривен, а вот на 2013 год на закупку сет-топ-боксов в казне пока еще нет ни копейки. Поэтому участники дискуссии подчеркивают, что государство должно найти еще 307 миллионов гривен, чтобы закупить еще 592 тысячи сет-топ-боксов.

В целом же, говорит генеральный директор ООО «Телеодин» (телеканалы М1 и М2) Валентин Ковалев, паниковать не стоит. «Не нужно смотреть, сколько сейчас сет-топ-боксов в Украине. Европейская статистика свидетельствует, что 80% сет-топ-боксов населения покупает за два месяца до провозглашенной даты отключения. Поэтому когда бы мы не назначили дату отключения, никто за год или полгода не будет ничего покупать», — подчеркивает генеральный директор ООО «Телеодин».

ДОЛЖНО ЛИ ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРОВАЙДЕРА?

В целом, говорят участники слушаний, двигаясь по пути к цифровому вещанию, Украине стоит брать на вооружение мировой опыт и действовать соответственно. По мнению консультанта по экономическим вопросам киевского офиса BCG Сергея Боева, чтобы успешно освоить «цифру», следует учитывать еще несколько ключевых факторов. Во-первых, должен быть четкий план перехода и определены ответственные за его соблюдение. Во-вторых, следует проводить активные промо-акции и разъяснительную работу о важности перехода на цифру. Это поможет минимизировать возможные растраты зрителей. В США, например, говорят эксперты, на объяснительную работу выделили практически столько же средств, как и на строительство сети. И, в-третьих, оказать государственную поддержку вещателям.

Поддерживать нужно, соглашаются и другие участники дискуссии, но объект государственного внимания может быть значительно шире. «Я думаю, что ничего плохого не было бы, если бы тарифы были прозрачны, и тот же провайдер цифрового телевидения получал бы поддержку от государства. Я не вижу в этом катастрофы. Лучше дать поддержку непосредственно компаниям — и тогда эта цена равномерно ляжет на все компании», — высказывается председатель подкомитета по вопросам телевидения и радиовещания парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации Николай Княжицкий.

В ходе слушаний прозвучало мнение, что тарифы компании «Зеонбуд» для телекомпаний несколько завышены. Кроме того, компании намекнули на ее монопольное положение на рынке.

«День» попросил у другой стороны прокомментировать эти вопросы. Там обвинения отбрасывают и добавляют, что, понимая двойную финансовую нагрузку, которую сегодня несут компании в связи с переходом на «цифру» (платят за аналоговое телевидение и цифровое), стоит решиться пойти на уступки и снизить тарифы. «Речь идет о дополнительной скидке в размере 50% от действующего тарифа до конца 2014 года. Напомним, что сейчас, по контрактам с «Зеонбудом», телекомпании имеют 25% скидку, но уже с мая суммарная скидка может составлять 75%», — комментирует во время слушаний Галич. В понедельник стало известно, что компания уже послала телекомпаниям официальное сообщение о том, что уже с 1 июня начинает действовать эта дополнительная скидка. Галич добавляет, говоря о завышенных тарифах, все почему-то забывают, что есть еще одна сторона этого вопроса. «Мы взяли за основу тарифы аналогового телевидения. Но цифровой передатчик той же мощности покрывает территорию в четыре-пять раз больше, чем подобный передатчик аналоговый. Для телекомпании важна не мощность, а покрытие, то есть сколько населения охватывает ее вещание. Если разделить стоимость платы на пять, то стоимость охватывания единицы населения для телекомпании будет намного меньше, чем аналоговая. К тому же, за ту же цену телекомпании получают в разы большую территорию, то есть фактически общенациональное покрытие! Но об этих преимуществах почему-то предпочитают все молчать», — рассказывает он.

На реплику о монопольном положении генеральный директор «Зеонбуда» Виктор Галич ответил так: «В Украине восемь мультиплексов, мы заняли для строительства системы только четыре. Еще есть четыре мультиплекса, так приходите, инвестируйте и стройте новую систему». А кроме того, есть еще кабельное и спутниковое телевидение.

Подытоживая слушание, председатель парламентского Комитета по вопросам свободы слова и информации Украины Николай Томенко сказал: «Цифровое вещание — это задача номер один, которая стоит сегодня на повестке дня». По его словам, именно поэтому нужно приложить максимум усилий и объединить всех участников рынка, чтобы переход с аналогового вещания на цифровое произошел успешно. В частности, говорит он, следует много внимания уделить разъяснительной политике среди населения. С ним согласны и другие участники парламентской дискуссии, ведь цифровое телевидение — это не искусственное выполнение какой-то конвенции, а реальное требование времени. И если мы хотим идти в ногу с цивилизованным миром, нужно вовремя и правильно переходить на «цифру».

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ