Главным героем 2010 года без преувеличения можно назвать отечественный мелкий бизнес, который в рекордные сроки объединился и вышел на Майдан отстоять свое виденье Налогового кодекса. Конечно, можно спорить об успешности достигнутых результатов в подготовке «налоговой библии». Однако один позитив бесспорный и очевиден всем — сознание предпринимателей начало меняться в сторону осознания своей общественной и политической роли в государстве. Словом, украинские мелкие предприниматели стали на путь либерализма. Именно им прошли цивилизованные страны мира, надежность экономического тыла которых сегодня обеспечивает малый и средний бизнес. Что же мешает отечественному бизнесу успешно двигаться в выбранном направлении? Какие законодательные инициативы помогут малому и среднему предпринимательству как можно быстрее преодолеть основные барьеры на пути к либеральной экономике? Об этом «День» спросил главу парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталью КОРОЛЕВСКУЮ:
— Вы посетили Давосский форум, на котором крупный бизнес традиционно присматривается к потенциальным инвесторам, — какие выводы должна вынести из него Украина?
— Один из главных посылов на форуме — экономическая система XX века уже не способна управлять рисками XXI века. Имеющиеся в ней механизмы управления устарели, так как просто перекладывают риски с одних частей общества на другие, как правило, наиболее уязвимые. Также на форуме прозвучало, что нельзя допустить трансформации экономического кризиса в социальный. Ведь традиционные управленческие решения и тенденции предусматривают решение многих экономических проблем за счет будущих поколений. Эти тенденции, в частности, актуальны и в Украине, поскольку риски, связанные с инфляционными процессами, безработицей и бедностью, хотят переложить на самые незащищенные слои населения. Развитие таких тенденций необходимо предотвратить, и с этим на форуме согласился весь цивилизованный мир.
Форум также подтвердил, что Украина остается инвестиционно привлекательной для европейских и многих других стран мира. Во время украинского ланча в Давосе инвесторы отметили новые конкурентные преимущества нашей страны. В частности, в перспективе главным конкурентным преимуществом для Украины может стать создание наиболее свободной экономики на европейском пространстве. То есть инвесторы верят, что у нас можно создать более привлекательные условия для ведения бизнеса, по сравнению со странами Европы, которые связаны определенными обязательствами в рамках ЕС. Но коррупция, отсутствие гарантий прав собственности, колоссальная бюрократия — главные барьеры на пути к свободной экономике.
Сейчас к нам идут в основном спекулятивные бумажные инвестиции. А Украина нуждается в «тяжелых» инвестициях, способные создать новые производства и модернизовать существующие. Инвесторы с «тяжелыми» инвестициями заинтересованно смотрят на Украину, но не спешат вкладывать деньги. Они перестали верить обещаниям и ждать выполнения «домашних заданий», которые из года в год Украина берет на себя, но, к сожалению, так и не выполняет. Посткризисное поколение инвесторов стало достаточно циничным, осторожным, и они уже не принимают эмоциональных решений инвестировать растущие рынки, как это было до кризиса. Инвесторы ждут от Украины понятных предложений и четких гарантий. Ну, и конечно, уже все знают о главном биче отечественной экономики — вездесущей коррупции.
50% ЭКОНОМИКИ — В «ТЕНИ»
— Какие шаги необходимо сделать, чтобы успешно выполнить «домашнее задание» и укрепить веру инвесторов в Украину?
— Экономическая свобода — это условия, при которых в стране выгодно заниматься легальным бизнесом. Сегодня у нас одни из наиболее высоких налогов, огромная коррупция, самая зарегулированная разрешительная система, а процедура открытия и закрытия бизнеса — дорогое удовольствие даже для обеспеченных граждан. Нужно как можно быстрее менять все это, опираясь на опыт стран, прогрессивный в процессе экономической либерализации.
Например, США сегодня снижают налоги, ликвидируют льготы для крупных американских компаний и замораживают расходы федерального бюджета на пять лет. Кроме того, власти надо взять на вооружение один из тезисов Давосского форума. Его суть заключается в том, что Европе необходим агрессивный трансконтинентальный толчок для предпринимательской инициативы. То есть Европа в новом времени собирается делать ставку на экономически активных людей, диверсификацию бизнеса и максимальное развитие малого и среднего бизнеса. А в Украине это пока реально не звучит, потому что хотят построить жесткую вертикаль зависимости бизнеса от контролирующих органов и государства. Сейчас стимулируется развитие только исключительно крупного бизнеса.
Кроме того, Украина должна создать стимулы для легализации бизнеса, ведь 50% экономики — в «тени». Остальные 50% легальных предприятий не смогут обеспечить население социальными гарантиями на 100%. Этого не выдержит никакая экономика.
— Как проходит процедура перерегистрации физических лиц предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения?
— Перерегистрация началась в январе, поэтому статистики нет. Но, как говорят сами предприниматели, известно, что в отдельных регионах этот процесс блокировался налоговыми органами, потому что в Налоговом кодексе нет нового механизма функционирования упрощенной системы. Сегодня все ждут новых условий и правил игры.
— Какими будут эти новые правила, ведь комитет совместно с Советом предпринимателей при парламенте сейчас готовит новый вариант законопроекта по упрощенной системе налогообложения?
— Документ закроет схемы использования «упрощенки» большими компаниями для минимизации налогов и сохранит возможность для граждан заниматься делом. Сейчас документ находится на доработке, в течение двух недель в регионах пройдет его презентация и общественное обсуждение. После чего в него внесут поправки, и в конце февраля он будет представлен парламенту. Над документом также будет работать Минфин. Надеемся на диалог с исполнительной властью.
— Если предложенный бизнесом вариант законопроекта об «упрощенке» не поддержит парламент, какой реакции стоит ожидать?
— Думаю, что реакция бизнеса будет резко негативной.
— Снова «налоговый майдан»?
— Было бы нежелательно, чтобы майдан перерос в инструмент шантажа власти по принципу «либо так, либо вообще никак». В первую очередь должен быть диалог, аргументы и поиск компромиссного варианта. Украина должна выработать новую экономическую модель развития, соответствующую реалиям XXI века. Если 78% населения живет за чертой бедности, по методике ООН, более 45% не уверены в постоянном рабочем месте, и при этом рождаемость в стране падает, — это значит, что в экономике назрели глобальные проблемы, которые не решить с помощью старых подходов.
ДОЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА — 16% ВВП
— Нам нужна модель «разумной» экономики, которая поможет решить сразу все вопросы. Но разве она существует?
— К сожалению, волшебной палочки здесь нет. Но стране и бюджету надо как можно скорее отказываться от привязки к металлургии и химии. Нельзя развивать экономику и строить внутреннюю модель предоставления социальных благ и гарантий, опираясь в основном только на две отрасли, практически всецело зависящих от благосостояния внешних рынков. Кризис показал абсурдность такой модели развития. Эра господства металлургии и химии в Украине должна подойти к концу. Будущее за инновациями, аграрным сектором, малым и средним бизнесом. Ведь украинцы традиционно предпринимательский народ. Однако сейчас доля малого и среднего бизнеса составляет только 16% ВВП, а должна — около 60%.
Всего же по состоянию на конец минувшего года, количество физлиц предпринимателей — «упрощенцев» составило 3 миллиона 116 тысяч. Из них за год закрылись 161 тысяча. Более детальный анализ показывает, что из трех открывшихся в прошлом году предприятий два оказались закрыты. Хуже было только во время кризиса: из четырех закрывались три. Бизнес не доверяет власти. Причина такого положения дел — непонимание властью роли малого и среднего бизнеса в экономике.
— Как вы считаете, почему за 18 лет независимости малый и средний бизнес, невзирая на страстные обещания премьер-министров от разных политических сил поспособствовать в его развитии, так и не окреп?
— Кому-то не хватало по ческой воли, кому-то — знаний, а иногда верх берут силовые органы, которые за счет «малых» и «средних» в основном и кормятся. У власти пока нет понимания того, что львиную долю доходной части бюджета должен формировать именно малый и средний бизнес. В Европе государство максимально упрощает все процедуры и правила ведения бизнеса. А у нас до сих пор так и не сократили вдвое количество контролирующих органов, что было обещано еще в прошлом году, так как министерства заблокировали этот вопрос. Не действует и принятый закон о государственно-частном партнерстве, который помог бы поднять с колен жилищно-коммунальный сектор, изношенность фондов которого составляет иногда 70%! «Принцип молчаливого согласия» и «декларативный принцип», с таким трудом принятые в прошлом году Верховной Радой, фактически заблокированы чиновниками исполнительной власти.
Все эти промедления вредят отечественному бизнесу и экономике в целом. Они негативно отражаются на конкурентоспособности готового украинского продукта. Все эти контролирующие органы, сотни справок, которые выдают сотни министерств и ведомств — это «пиявки», присосавшиеся к экономике и парализующие улучшение качества жизни людей.
ГОТОВИТСЯ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ АГЕНТСТВЕ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
— Отбиваться от этих «пиявок» и отстаивать интересы бизнеса раньше хоть как-то помогало Госкомпредпринимательтсво. А как сейчас: ликвидирован ли этот орган, и что грядет ему на смену?
— Госкомпредпринимательство находится еще в стадии ликвидации. Оно трансформируется в отдельный департамент Министерства экономики. Такой статус полностью нивелирует его первоначальную миссию. Департамент не сможет ветировать даже невыгодные бизнесу регуляции, находясь в составе органа, выдающего их. Поэтому я против ликвидации Госкомпредпринимательсва и с соответствующим предложением обратилась к Президенту Украины.
На мой взгляд, взамен необходимо создать независимый орган с отдельным государственным статусом, который бы имел больше полномочий по ветириванию и регуляции всех регуляторных актов, влияющих на жизнедеятельность бизнеса. Сейчас комитет изучает опыт многих стран, в частности, Польши, и готовит законопроект о создании Агентства по предпринимательству.
— Какие документы еще готовятся в поддержку малого и среднего бизнеса?
— Самый главный документ — «конституция» малого бизнеса — законопроект о статусе малого и среднего бизнеса, который определит статус, роль экономически активных граждан в развитии экономики и гарантирует их права.
Также мы планируем дальнейшую дерегуляцию. Надо максимально снизить количество видов деятельности, подлежащей государственному контролю, лицензированию. Еще один важный закон — о рынках, который позволит вывести их из тени.
— После подписания Налогового кодекса Президентом Украины вы говорили о внесении в документ изменений. Есть ли перечень налоговых поправок?
— Здесь три принципиальных момента. Первый — изменение предложенного механизма автоматического возврата НДС. То, что предложено сейчас, — это большой обман, потому что согласно разработанным правительством критериям автоматический возврат смогут получать только несколько украинских и европейских транснациональных компаний. Для остальных ситуация ухудшится. Бизнес и инвесторов не устраивает такой вариант. Второе — сокращение полномочий контролирующих органов, в настоящее время тотально использующих свое право контрольных проверок. И третье — упрощенная система налогообложения, поскольку с апреля 2011 года, в соответствии с кодексом, юрлица не смогут относить затраты от работы с физлицами-«упрощенцами» на свои валовые расходы. Сейчас по данному принципу работают около 300 тысяч мелких и средних предпринимателей-физлиц. Если эту норму не пересмотреть, предприниматели разорятся и станут безработными.
НУЖНА «ШОКОВАЯ РЕФОРМА» ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
— Мне приходилось слышать от бастующих предпринимателей на Майдане, что они готовы платить в два-три раза больше в бюджет, но ждут от государства уступок.
— Сегодня малый и средний бизнес, особенно если говорить о единоналожниках, работающих на рынках, официально платит единый налог в размере 86 гривен плюс соцвзнос. Однако это только видимая часть айсберга под названием расходы предпринимателя. Существует также подводная, в два-три раза превышающая официальную. Речь идет о разных чиновнических поборах и сборах на местах. Поэтому бизнес заплатит государству и вдвое больше налогов в том случае, если будет «шоковая реформа» по борьбе с коррупцией, а не «шоковая реформа» в виде Налогового кодекса, который уничтожает экономику.
— Где следует искать проблемы коррупции: в ментальности или несоблюдении буквы закона?
— Главная причина коррупции — создание для нее условий на государственном уровне в виде регуляций, лицензий и т. п. Чем их больше, тем больше условий для личного контакта с чиновником, от желания которого зависит — разрешить или нет, выписать документ или нет. Тотальное присутствие человеческого фактора в принятии государственных решений стимулирует коррупцию.
70% ВРЕМЕНИ БИЗНЕСМЕНЫ ТРАТЯТ НА КОНТРОЛЕРОВ И ЧИНОВНИКОВ
— Возможно, скорость экономических преобразований в Украине низкая, потому что бизнес еще не осознал в полной мере свою роль в данном процессе?
— В каждой стране бизнес такой, каким ему позволяет быть государство. Сегодня около 70% своего времени бизнесмены тратят на общение с контролирующими органами власти и чиновниками. Именно из-за нехватки времени бизнес еще не оценил в полной мере свою миссию и роль в формировании новой экономической модели государства. Но консолидация в экономических кругах вокруг этого вопроса уже началась.
Вспомним бизнес начала 2000-х годов: его можно было назвать стоящим на коленях. Но после испытания кризисом и вкуса экономической свободы лицо украинского предпринимательства изменилось. Бизнес не хочет и уже не будет становиться на колени перед государством. Подтверждение тому — последние события вокруг принятия Налогового кодекса. Украинский бизнес готовится к участию в строительстве новой экономики государства. По всей стране создаются неформальные площадки, общественные движения, в рамках которых бизнес мыслит прогрессивно и государственными категориями, чему следует еще поучиться нашим чиновникам.
Чем сегодня бизнес отличается от чиновников? Тем, что предприниматели привыкли зарабатывать, а не красть. И чиновник никогда не поймет бизнесмена, потому что у него никогда не было ни столько свободы, ни столько ответственности. Будущее нашей страны — за экономически активным гражданским обществом.
— Если же говорить о политике, где вы себя видите в будущем — в оппозиции, в составе Кабинета Министров или во главе собственного политического проекта?
— В ближайшей перспективе я вижу себя в комитете промполитики. И буду делать все, чтобы ответственные деловые люди, патриоты украинской экономики, вкладывающие силы и средства в развитие нашей страны, создающие рабочие места и платящие налоги, консолидировались и активно участвовали в создании Украины XXI века. Я всячески буду поддерживать такую общественную инициативу.