Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Донбасс получил беспрецедентный бюджет развития

«День» беседовал с автором соответствующего закона Максимом Ефимовым о том, на что пойдут эти деньги
12 сентября, 2016 - 19:31
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Это первая каденция Максима  Ефимова в Верховной Раде. Но именно он является автором одного из тех немногих существенных законодательных решений, которыми может похвастаться этот парламент.

2 июня 2016 г. ВРУ все-таки проголосовала за Закон № 4623 «О внесении изменения в подпункт 4 пункта 24 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины», инициатором которого является Ефимов. В результате чего Донбасс — единственный из украинских регионов — получил беспрецедентные 4 миллиарда гривен субвенций на развитие.

Работа над продвижением этого законопроекта продолжалась 10 месяцев. Трудно было пробиться через Минфин и... Оппозиционный блок, рассказывает в  интервью «Дню» Ефимов. Но не менее серьезный бой еще впереди, говорит народный депутат. Ведь теперь нужно сделать так, чтобы эти деньги  были потрачены на то, в чем действительно нуждается Донбасс. Ключевое, чего бы хотелось нашему собеседнику, — изменить качество жизни в регионе. Именно поэтому, по его словам, так необходимо пустить этот бюджет на инфраструктуру, образование и медицину. О делах на Донбассе, пророссийских настроениях и украинском патриотизме, а также о том, кто сегодня больше всего сопротивляется восстановлению Донецкой и Луганской областей — читайте в  интервью «Дню» одного из самых богатых народных депутатов Верховной Рады  8-го созыва.

***

Ваши ожидания от нового политического сезона в Верховной Раде. Многие политологи прогнозируют, что он может стать последним для этой каденции парламента. Вы разделяете такое мнение?

— Очень много задач выполнено наполовину, поэтому, конечно, хочется, чтобы этот политический сезон продлился по меньшей мере до следующей осени, чтобы успеть закончить начатое.

По тому, как прошла первая рабочая неделя, я вижу, что определенная консолидация в парламенте есть. Сколько он проживет — зависит только от нашей возможности принимать решения, которые смогут снять напряжение, которое есть сегодня в обществе.

Конкретно вы над чем будете работать?

— Что касается комитета, то у нас на рассмотрении есть много законов, направленных на поддержку внутреннего производителя, дерегуляцию и создание условий для бизнеса. Мы хотим, чтобы был принят законопроект 3872, который «заморозит» рост налога на землю. Эта норма зацепит практически всех предпринимателей, как малых так и средних и крупных. Нужно доработать законодательство по индустриальным паркам. Принять решение, которое позволит деревообрабатывающим предприятиям импортировать оборудование без уплаты ввозной пошлины и НДС. На минувшей сессии мы запретили экспорт «леса-кругляка», но это только половина работы для того, чтобы запустить лесопереработку в стране и не покупать карандаши и рамки в Китае.

Что же касается работы на округе, то одним из важнейших вопросов являются глобальные программы восстановления Донбасса, которые за полтора года борьбы с Минфином, мы, наконец, смогли запустить. В июне месяце парламент принял решение о выделении на развитие Донецкой и Луганской областей около 4 миллиардов гривен. Хотелось бы, чтобы эти деньги действительно переросли в проекты. В течение следующих 9 месяцев в регионе должны состояться чрезвычайно важные трансформации.

— Прежде чем перейдем к деталям по этим деньгам и вопросам вашего округа, поскольку вы вспомнили тему налога на землю, скажите, по вашему мнению, этот парламент готов решить вопрос открытия рынка земли в Украине?

— Нет, этот вопрос не может быть решен в этом году. Во-первых, многие депутаты будут не готовы потерять свой аграрный бизнес. Во-вторых, это слишком сложная и болезненная тема, в отношении которой и среди депутатов, и в обществе должен быть достигнут консенсус.

«НА ДОНБАССЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ НЕ ФИНАНСИРОВАЛАСЬ ИНФРАСТРУКТУРА»

Вам действительно удалось добиться беспрецедентного решения. Донецкая и Луганская области благодаря Закону, о котором вы упомянули, получат больше всего средств из госбюджета на проекты развития. Расскажите, на какие конкретно  проекты они будут направлены?

— Чтобы закончить конфликт на Донбассе, одного оружия и патриотизма недостаточно. По моему мнению, украинцам, особенно тем, кто живкт на территориях близких к конфликту, нужно показывать новое качество жизни в стране. Должны строиться дороги, восстанавливаться школы, создаваться хорошая социальная инфраструктура, которой там никогда не было. Чтобы люди почувствовали, что государство заботится о своих гражданах. К сожалению, за два года ничего масштабного в этом направлении сделано не было. Война, требования МВФ, обязательства платить проценты по кредитам, падение экономики давали четкий сигнал — денег на Донбасс у государства нет и не будет. Мы с этим смирились, но попытались найти решение. Родилось оно в стенах Донецкой облгосадминистрации. Предложил идею Глава ОГА Павел Жебривский. Ее суть проста — направить около 4 миллиардов гривен средств, которые были аккумулированы на счетах местных бюджетов оккупированных территорий, на развитие и восстановление подконтрольных Украине территорий Донбасса.

— Каким образом?

— Ну, например, Енакиевский металургический завод, который работает на оккупированной территории, перерегистрировался из Енакиево в украинский Мариуполь и платит заработную плату своим рабочим. Соответственно, налог на доходы физических лиц платится в бюджет Украины. Казначейский счет города Енакиево находится в Мариуполе. На него поступают средства, но в соответствии с бюджетным кодексом органы власти оккупированных территорий не финансируют расходы. То есть, по сути, у них накапливаются доходы из НДФЛ, налога на землю, ЕСВ. За 2014, 2015 годы эти деньги накапливались. Поэтому было принято решение, что поскольку эти средства являются ресурсом, который не используется, то мы можем перечислить их на счета Гособладминистраций — Донецкой и Луганской. Таким образом Донецкая область получила около 3 миллиардов гривен, и 1 миллиард получила Луганская область.

Это немалые деньги. Что конкретно будет сделано?

— Только по Краматорску 190 миллионов гривен пойдет на ремонт и строительство дорог. При этом значительное внимание уделим развитию поселков вокруг города. Поскольку сегодня мы постоянно говорим о необходимости громадам объединяться, то стоит как минимум обеспечить между ними качественную коммуникацию. Для того чтобы Краматорск смог объединить вокруг себя поселки-спутники, необходимо сделать так, чтобы люди легко и удобно добирались до административного центра. Для понимания, за 25 лет на строительство дорог в Краматорске выделялось в среднем ежегодно около 4 миллионов гривен. 2015-й стал переломным и беспрецедентным по объемам привлеченных инвестиций на эти потребности. Объем выполненных работ превысил среднегодовые  показатели в 10 раз. Это  колоссальные показатели для города.

В целом по области одним из важнейших направлений является образование. Запланировано создание около 40 опорных школ европейского уровня. Каждый город Донецкой области получит одну-две современные технологические украиноязычные школы. Это будут те ячейки, где будет укрепляться украинский патриотизм на Донбассе.

Вторым направлением является создание хорошей социальной инфраструктуры — амбулатории, поликлиники, бассейны, спортивные площадки — все то, что даст возможность обычным людям увидеть реальное возрождение. Краматорск, Славянск, Дружкивка, Константиновка, Волноваха, Бахмут — это маленькие города, которые были привязаны к промышленным объектам: шахтам, заводам. Так сложилось исторически, что все города Донецкой области, за исключением, возможно, Мариуполя, были, что называется, «Богом забытыми». В этих городах десятилетиями не финансировалась инфраструктура. У нас в Краматорске есть всего один ведомственный бассейн, который принадлежит заводу. Нет ни коммунальных бассейнов, ни коммунальных стадионов. Ничего нет. Есть только несколько ресторанов на 200 000-й город. В сущности, сегодня этот город больше похож на рабочий поселок. Еще восемь лет назад 50% его населения составляли рабочие заводов и члены их семей. Поэтому выходило так, что в жизни большинства людей не было культурной или развлекательной составляющей. И это притом, что Краматорск является индустриальной жемчужиной Донбасса. У нас в городе проживает много людей с высшим техническим образованием, поскольку такова специфика машиностроительной отрасли — она требует кадрового качества. А что уже говорить о таких рабочих городках, как Покровск? Большинство их жителей, по сути, никогда не видели цивилизации ХХІ века. И, собственно, за эти 4 миллиарда гривен можно показать таким людям, что жизнь в их стране может быть иной. И только потом они будут гордиться Украиной. Поэтому сегодня мы переходим от «латания дыр» к трансформации образа жизни и сознания жителей Донбасса.

«ЕСЛИ МЫ НЕ ХОТИМ ПОЛНОЙ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...»

— Не менее важна для того, чтобы Донбасс имел хорошее будущее, его способность себя прокормить. Вы пришли в большую политику из тамошнего бизнеса, были директором завода, поэтому, очевидно, имеете представление о перспективах экономики этого региона. Что сегодня может и должно сделать государство: на развитие каких отраслей ставить, как стимулировать инвестора?

— Действительно, промышленность нашего региона составляли металлургическая, машиностроительная и угольная отрасли, развивалось, как и в целом по Украине, сельское хозяйство. В основном все машиностроение и большинство металлургов еще с советских времен были ориентированы на российский рынок, и зависимость от него достигала ориентировочно 70%. Быстро заменить такую часть сбыта просто нереально. Так, мы получили пример «Азовмаша», который делал цистерны, а сегодня стоит без заказов. Такая же ситуация складывается и с Дружкивским машинным заводом, и с «Славтяжмашем» — сегодня их просто режут на металлолом. И это беда. Другого варианта, помимо поддержки государства через специальные программы, я не вижу. Если мы не хотим получить полную деиндустриализацию Донбасса, то единственный выход —  это заменить предприятиям российский рынок украинским. У нас есть рынок для отечественного машиностроения: есть Укрзализныця, есть порты. Второе перспективное направление — это Министерство обороны, которое также должно быть заинтересовано в развитии собственных производителей. В том, чтобы наши предприятия начали поставлять продукцию для отечественного ВПК. Это огромный потенциал. Украина должна быть сильной, в том числе и иметь мощную армию.

Также государство должно взять на себя роль локомотива и в вопросе инвестиций в украинский Донбасс. Все понимают, что частный инвестор не пойдет в районы близкие к войне. А эти 4 миллиарда гривен станут для него хорошим сигналом. Ведь, помимо того, что мы улучшаем качество жизни жителей, мы создаем инфраструктуру в регионе и решаем вопрос занятости населения.

— Вы часто бываете на округе. Насколько все еще сильны там пророссийские настроения? Как вы оцениваете вероятность реванша на этой территории пророссийских политических сил?

— Настроения людей определяет их образ жизни. А образ жизни людей на Донбассе во многом определяло то, что они работали на российскоориентированные заводы. Там все еще действует экономический патриотизм. Люди понимают, что они получают хлеб от заказов из России. Поэтому, по моим оценкам, около 40% жителей Краматорска все еще смотрят в сторону РФ, и не особо верят в то, что рассказывают им украинские каналы. Наша задача это изменить. В то же время в городе стало больше активных людей с проукраинской позицией. Во время парада ко Дню Независимости Украины выстроилась очень длинная колонна с украинскими флагами, намного больше, чем в прошлом году. Ту же картину мы недавно наблюдали на открытии Сада Бернадского.

Конечно, есть силы, в первую очередь это часть депутатов городского совета, которые всячески пытаются помешать позитивным переменам в Краматорске. Они годами, если не десятилетиями, сидят при власти, и вовсе не хотят, чтобы нам удалось сделать что-то хорошее. Сегодня это стало большой проблемой. Их противостояние позитивным переменам доходит до абсурда, и в голове не укладывается то, что они блокируют решения, которые могут качественно улучшить жизнь их и их земляков.

«ДЕПУТАТЫ «ОППОБЛОКА» ЗАБЛОКИРОВАЛИ АСФАЛЬТИРОВАНИЕ 62 УЛИЦ В КРАМАТОРСКЕ»

— Они надеются, что вы провалитесь. И чем быстрее это произойдет, тем быстрее они смогут получить мандат от людей на свою деятельность.

— Конечно. Поэтому я и говорю, чтобы нужно время довести начатое до конца. Мы год потратили на то, чтобы принять данный закон и выбить эти 4 миллиарда гривен. Теперь нам нужно обеспечить реализацию конкретных проектов на эти деньги в ближайшее время, и таким образом, чтобы это увидели и почувствовали люди.

Как ни странно, когда мы принимали закон о выделении этих денег, больше всего сил было потрачено на борьбу с Минфином и... «Оппозиционным блоком». Только один депутат из этой политической силы поддержал нашу инициативу. Хотя, казалось бы, речь идет об интересах непосредственно их электората.

Как, например, будут смотреть в глаза горожанам, своим соседям депутаты горсоветы от Оппоблока, которые на днях заблокировали реализацию проекта по асфальтированию 62 улиц центральной части города и внутридворовых дорог?! То есть в ближайшее время начнут асфальтировать дороги во всех поселках, которые относятся к городу и где депутаты поселковых советов всячески способствовали в работе. А в самом Краматорске дороги останутся неотремонтированными, хотя на это предусмотрены средства в размере 100 млн гривен из центрального бюджета. Когда у города еще появится такой шанс?

— Не менее важно для вас обеспечить, чтобы эти беспрецедентные 3 миллиарда для Донецкой области были использованы прозрачно, эффективно и без коррупционных скандалов. Как вы собираетесь это обеспечить?

— Это действительно колоссальные деньги. В область, где проживает 2 миллиона человек и около 800 тысяч переселенцев, пришло почти 3 миллиарда гривен капитальных инвестиций. Поэтому, чтобы не было спекуляций, все деньги на проекты будут проходить через Prozorro. Более того, деньги не отдают городам. Распорядителем средств является Областная государственная администрация, а города только готовят проекты. Их реализацию будут курировать департаменты ОДА. Есть даже идея привлечь международных экспертов, чтобы контролировать процессы прохождения денег. То есть сделано все, чтобы ни копейки из этого финансирования не было украдено. И более того, сделано все, чтобы оно было использовано профессионально. Приведу такой показательный и досадный пример. Из 136 миллионов гривен бюджета развития, который Краматорск получил благодаря финансовой децентрализации, по состоянию на 1 августа 2016 года использовано всего 30 миллионов. То есть уровень освоения этих денег достигает 27%. Выходит, что средства на развитие города есть, а чего-то не хватает, чтобы направить их на нужные цели. Есть люди, у которых есть сильное желание освоить чужие деньги, но они нам не союзники. Мы с командой хотим провести такие изменения, за которые смогли бы легко отчитаться перед людьми: почему именно эта школа восстанавливается, почему именно этот садик утепляется, почему эта дорога ремонтируется и т.д.  Кстати, для Краматорска мы написали, по сути, стратегию развития под названием «Успешный город». В рамках этой стратегии мы и двигаемся вперед.

СПРАВКА «Дня»

Максим ЕФИМОВ — заместитель главы парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства, член депутатской фракции партии «Блок Петра Порошенко». Родился 1 ноября 1974 года в Казахстане. Закончил Бернский университет, факультет BVL (Швейцария), экономический факультет Донецкого государственного университета и металлургический — Донецкого национального технического университета. Уже в 22 года — в 1996 году — стал генеральным директором Краматорской металлургической машиностроительной компании. В Верховную Раду пришел с должности директора мощного предприятия «Энергомашспецсталь». СМИ в 2015 году назвали Ефимова одним из самых богатых народных депутатов от Донбасса. Он обогнал по доходам Сергея Таруту и Ефима Звягильского. Заработок Ефимова и его семьи в 2015 году составил почти 24,5 миллиона гривен. Сам депутат задекларировал свыше 18 миллионов гривен, в то время как доходы его семьи втрое меньше.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День», фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ