Избирательный кодекс, подписанный в декабре Владимиром Зеленским, вместе с изменением избирательной системы регулирует и целый пакет других вопросов, в частности относительно залогов кандидатов и партий на выборах всех уровней. Если существенных изменений в размерах залогов кандидатов в президенты и в парламент не произошло, то залог в местные рады подняли почти в 40 раз по сравнению с местной кампанией 2015 года.
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
На такой рост повлияли сразу два фактора:
— изменение формулы расчета, которая увеличивает размер залога ровно в 10 раз (4 минимальные заработные платы на каждых 10 тысяч избирателей; предыдущая формула это же количество зарплат на каждые 100 тысяч избирателей);
— с 2015 года минимальная заработная плата в гривневом эквиваленте выросла в 4 раза.
Такая формула является актуальной для:
— кандидатов в мэры в облцентрах и городах с количеством избирателей от 90 тысяч и больше;
— для партий, которые будут регистрировать свои списки в областные рады, городские рады в облцентрах (в т.ч. столицы) и городах с количеством избирателей от 90 тысяч и больше.
В теории денежный залог является своеобразным подтверждением серьезности намерений участников избирательного процесса. Кроме того, это превентивный механизм, который должен уменьшить влияние на выборы технических кандидатов, которых регистрируют, чтобы «оттянуть» голоса или принять участие в распределении мест в избирательных комиссиях.
Читать также: Клоны, кураторы и доверенные лица — техперсонал президентских выборов
На первый взгляд, можно допустить, что предлагаемый большой залог сделает невозможным использование технических кандидатов, однако это не так. При необходимости те субъекты избирательного процесса, которые имеют значительные средства, все равно могут воспользоваться этой технологией.
Вместе с тем, способность партии или кандидата собрать залог действительно должна свидетельствовать о его популярности среди избирателей (хотя часто это свидетельствует о финансовых возможностях самого кандидата/кандидатов). Но важно, чтобы размер залога не был слишком большим, иначе участие в выборах будет возможно только для больших партий со значительными финансовыми резервами. В условиях нашей страны эти средства партии получают или от крупного бизнеса, или от коррупционных схем по освоению бюджетных средств.
О КАКИХ СУММАХ ИДЕТ РЕЧЬ?
Расчеты ЧЕСТНО на основе формулы из Избирательного кодекса Украины свидетельствуют, что размер залога для кандидата в мэры облцентра или большого города от 90 тысяч избирателей будет составлять по меньшей мере 170 тысяч гривен (Ужгород).
Рекордным будет залог для кандидатов в мэры Киева — свыше 4 миллионов гривен.
Залог кандидата в мэры Киева будет больше, чем кандидата в президенты
Для сравнения, в 2019 году кандидат на должность президента вносил залог в 2,5 миллиона гривен. Новая формула в Избирательном кодексе поднимает размер залога и для кандидатов в президенты, но всего до 3 миллионов гривен (в расчете на размер минимальной зарплаты в 2020 году). Фактически, посоревноваться за кресло мэра Киева обойдется дороже, чем за кресло президента.
Предложенные для местных выборов залоги почти в 40 раз выше размера залогов на предыдущих местных выборах 2015 года. Тогда кандидат в мэры Киева должен был заплатить за участие в выборах всего 104 тысячи гривен.
Подобные пропорции можно применить ко всем крупным городам. Например, залог кандидата в мэры Львова в 2015 году составлял 28 тысяч гривен, тогда как в этом году кандидату придется выложить 1 миллион 77 тысяч гривен. Стоит заметить, что такая формула применяется только для городов областного значения и городов, в которых зарегистрировано от 90 тысяч избирателей и больше. В целом под такие критерии в масштабах страны подпадает 30 городов (города под оккупацией в данных не учтены). Партии, которая будет выдвигать своих кандидатов в мэры во всех этих городах, только на залог нужно будет выложить свыше 20 миллионов гривен.
Еще 20 миллионов партии придется потратить на регистрацию избирательных списков на выборах депутатов в городские рады этим же 30 городов.
Формула расчета залога для кандидатов в мэры и для регистрации партийных списков идентична и зависит от количества зарегистрированных в городе избирателей и от размера минимальной заработной платы. То есть партии, которые в Киеве будут состязаться и за должность мэра, и за депутатские кресла, придется одноразово выложить свыше 8 миллионов гривен.
Эти деньги вернутся партии лишь при условии, если ее кандидат в мэры в первом туре выигрывает выборы или попадет во второй тур. В ином случае залог перечисляется в государственный бюджет. Так же происходит и с партиями: если она выиграет выборы и примет участие в распределении мандатов в городской раде, то залог ей вернется. В противном случае деньги также перечисляются в госбюджет.
В десятки раз растет и «стоимость» регистрации списка кандидатов в областные рады. Кое-где залог за регистрацию партийного списка в облраду даже сопоставим или выше залога на парламентских выборах, который в 2019 году составлял менее 4,2 миллиона гривен.
Так, дороже всего обойдется регистрация списка кандидатов в депутаты Днепропетровской областной рады — почти 4,67 миллиона гривен. Если бы выборы в парламент состоялись в этом году, то размер залога для партии был бы всего на несколько десятков тысяч гривен выше (4,72 миллиона).
Если рассматривать размеры залогов в каждую раду и в мэры отдельно, то цифры хотя и большие, но для многих партий с широкой поддержкой, вероятно, приемлемые. Однако большие партии пытаются делегировать своих представителей во все рады и в мэры всех облцентров. Поэтому общая сумма, которую партии нужно будет оплатить в качестве залога, вырастет еще больше. Дешевле всего партиям обойдется выдвижение кандидата в мэры и депутаты городской и областной рад в Черновицкой области — 1,7 миллиона. На Днепропетровщине залоги за списки в рады больших городов и кандидатов в мэры обойдутся в более 10 миллионов гривен. Наибольшая совокупная сумма залогов будет в Киеве — 11,3 миллиона гривен.
В целом же партии, которая будет выдвигать своих кандидатов по всем радам и в председатели всех больших городов Украины, залог обойдется в 88 миллионов гривен (без учета оккупированных территорий). Для сравнения: официальные расходы «Слуги народа» на парламентскую кампанию составляют 114 миллионов гривен (и 4 миллиона гривен залога), а ОПЗЖ потратила на парламентскую кампанию 60 миллионов гривен (+ залог).
Здесь не следует забывать, что на местном уровне политики в радах работают на безоплатной основе.
Таким образом, чтобы попытаться получить представительство на волонтерских принципах в местных радах по всей Украине, партия должна рискнуть суммой в 88 миллионов.
РЕАКЦИЯ ПОЛИТИКОВ И БУДУЩИХ КАНДИДАТОВ
До принятия Избирательного кодекса размеры избирательных залогов регулировались тремя разными законами — «О выборах президента», «О выборах народных депутатов» и «О местных выборах».
Избирательный кодекс стал единственным документом, который регулирует залоги на выборах всех уровней. Разработку кодекса начали еще несколько созывов назад, однако финальный рывок сделал парламент предыдущего созыва. Во втором чтении кодекс был принят буквально в день последнего заседания Рады 8 созыва, а спикер Андрей Парубий подписал его за несколько дней до начала работы нового парламента. Владимир Зеленский вернул Кодекс в Раду со своими замечаниями и окончательную его редакцию принимал уже новый парламент с президентским большинством.
Все же формула расчета размера залога для местных выборов была включена в Кодекс еще прошлым составом парламента (правкой ко второму чтению), а новый созыв этой формулы не менял. Сделанные Владимиром Зеленским замечания к кодексу также не касались расчета размера залогов.
Участник рабочей группы по разработке Избирательного кодекса и экс-нардеп из фракции БПП Александр Черненко, который ранее возглавлял Комитет избирателей Украины, в комментарии ЧЕСТНО отметил, что на повышение размера взноса пошли сознательно:
«То, что подписано было, — это были правки рабочей группы. Эти правки, которые возникли в ходе дискуссии на рабочих группах, — фактически это позиция рабочей группы, которая работала над кодексом... Если вы имеете шанс выйти и победить, то эти деньги, вы их не выбрасываете, а вернете. Это было, чтобы оградиться от технических кандидатов. Два миллиона для мэра Харькова — это вполне реалистичная и уместная сумма. Для кандидатов в Раду — это же не для одного, а для списка, она тоже нормальная. Мы пришли к такой формуле».
Но не все соглашаются, что такой размер залога приемлем.
«В этом случае с госфинансированием партий созданы неравные условия. Они получают на протяжении года сотни миллионов. Они опять будут иметь приоритет и смогут финансировать и кандидатов на должность мэров, и партии (партии не могут тратить госфинансирование на выборах, кроме средств компенсации за участие в парламентских выборах, или частные средства — Прим. ЧЕСТНО). Или может заложить такие средства человек, которому рисковать четырьмя миллионами не проблемно, то есть олигархи, которые содержат энергетические, промышленные комплексы, земельные ресурсы. Это сделано не для демократии и не для децентрализации.» — дает комментарий движению ЧЕСТНО экс-мэр Киева Александр Омельченко.
Вместе с тем, Омельченко считает, что его партия «Единство» хоть с трудностями, но соберет нужную сумму на залог на ближайших выборах.
Судя по появлению внешней рекламы во Львове, за кресло мэра опять может состязаться Игорь Васюник, экс-нардеп предыдущего созыва, который в июле проголосовал «за» принятие Кодекса. Однако и он размер залога считает слишком большим и даже вредным: «Я отношусь к деньгам очень ответственно, потому что я их честно зарабатываю. Любая сумма, а тем более такая, является достаточно немалой. Я думаю, что такие суммы залогов для кандидата ограничат многих от участия в кампании. Найду ли я? Найду, моя декларация позволяет. Но считаю, что это неправильно. Это ограничивает доступ многих к выборам...»
А политический эксперт и экс-глава политсовета партии «Сила людей» Александр Солонтай считает размер залога приемлемым: «Кандидат, который имеет шансы побороться за должность мэра Киева, может собрать такие деньги. Это не повлияет особо, потому что в большинстве случаев люди пойдут самовыдвиженцами. Партийная система только в 30 городах и 22 областных радах. На уровне этих 30 и 22 рад команде, которая не может собрать залог, — там и не стоит выдвигаться».
При этом Солонтай критикует принцип, когда для общенациональных и местных выборов применяют разные подходы при расчете размера залога. В отличие от местных выборов, размер залога на национальных выборах рассчитывается не в зависимости от количества зарегистрированных избирателей, а от конкретного количества минимальных зарплат на момент выборов. По его мнению, подход должен быть унифицирован, а залог кандидата в президенты или списка партии в парламент не может быть меньше размера залога в какую-то из местных рад.
Также Солонтай предлагает наряду с сохранением или снижением размера залогов предложить альтернативу партиям и кандидатам: или платить за залог, или собрать определенное количество подписей избирателей.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Есть несколько возможных сценариев развития событий. Базовый предусматривает, что парламент не будет вносить изменений в Избирательный кодекс и партии/кандидаты должны будут уже в настоящий момент взвешивать, в состоянии ли они собрать нужные средства и готовы ли их потерять в случае проигрыша на выборах. Если такая готовность есть, то, ввиду размера залогов, стоит начинать собирать деньги уже сегодня.
Другие сценарии предполагают внесение изменений в Избирательный кодекс, в чем должны были бы быть заинтересованы и парламентские партии, ведь уже через полгода они должны будут отдать в качестве залогов суммы, соизмеримые с расходами на ведение парламентской кампании. В таком случае или снизят размер залога, или вместе со сбережением/снижением размера залога будет предложена альтернатива в виде сбора подписей. В любом случае такие изменения стоит готовить и принимать уже сейчас, чтобы все потенциальные участники осенних выборов понимали, по каким правилам эти выборы будут проходить и на какие бюджеты им рассчитывать.