«Неожиданно» нагрянувшие снега и морозы стали еще одним испытанием для власти. Нужно оперативно чистить дороги и тротуары, своевременно вывозить мусор и, наконец, бесперебойно подавать тепло, холодную и горячую воду. Каждый нынешний сбой на этих направлениях вызывает недовольство граждан, сказывается на предвыборных рейтингах. Но у местных властей и коммунальщиков на все есть «железная» отговорка — низкие тарифы не покрывают затрат. Это и так, и не так. В тариф зачастую включаются не только реальные расходы, но и всевозможные потери в сетях (известны случаи, когда в ямы, образовавшиеся под асфальтом в результате утечек, попадали не только автомобили, но и дети).
Как бы там ни было, премьер-министр Николай Азаров сегодня бескомпромиссно отстаивает тезис о том, что объективных причин для повышения жилищно-коммунальных тарифов в стране нет, и в то же время требует от местных властей добиться стопроцентной оплаты газа и жилищно-коммунальных услуг. В частности, на предыдущем заседании Кабмина он поручил министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолию Близнюку «когда есть необоснованное повышение тарифов, немедленно передавать материалы по этим делам в правоохранительные и контролирующие органы. А заместитель Генерального прокурора Виктор Занфиров получил команду взять этот вопрос под личный контроль. Подключиться к этой работе, согласно указаниям премьера, должны также Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг, Антимонопольный комитет и Агентство по ценовой политике. Словом, чиновники обязаны контролировать своих собратьев.
Но всерьез или всего лишь для вида поставлена такая показательная задача? Дело в том, что с начала этого года в Украине вступил в действие закон, которым из-под действия закона о регуляторной политике выведены нормативные акты, устанавливающие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Как объясняет народный депутат (фракция «БЮТ-Батьківщина») Наталия Королевская, «под «маской» упрощения процедуры установления тарифов (в этом законе. — Авт.) скрываются совершенно не совместимые с интересами простых граждан цели». Народный депутат, в частности, отмечает, что отныне разрешается не проводить общественных и экспертных обсуждений предложений чиновников по изменению тарифов и разрешается извещать граждан о повышении не за 30, а за 10 дней. Как подчеркнула народный депутат, это лишает людей права знать правду.
Получается, власть на словах защищает граждан от произвола, а на самом деле освободила чиновников от сдерживающих механизмов. Вчера член парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Виктор МАТЧУК обвинил ее в еще более тяжких грехах. «То, что вопрос ползучего повышения тарифов в жилищно-коммунальной сфере на прошлой неделе уже во второй раз за последние полтора года был рассмотрен на заседании Кабинета Министров, свидетельствует, что власть теряет контроль над развитием ситуации в отрасли, — сказал он и продолжил: — Власть упрямо не желает смотреть в корень проблем. А их сущность простая и очевидная. Жилищно-коммунальная сфера заработает стабильно и предсказуемо только тогда, когда в отрасли заработают нормальные экономические законы». «Без этого все «разносительство» на заседаниях Кабинета Министров или у Президента, — уверен Матчук, — будет выполнять исключительно функции выпускания пара и дешевого пиара».
В этом свете очень занимательно звучат отдельные высказывания министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Близнюка. «Будут морозы, мы должны готовиться к тому, что все может быть, и не нужно делать какую-то проблему (?!) из возможных последствий. Президент Украины сказал, что люди не должны страдать, государство должно их защитить». Это министр тут же и делает в отношении перестаравшихся на тарифной ниве харьковских чиновников: «Проблема в том, что тарифы давно не изменялись, и нынешнее увеличение оказалось значительным. Сейчас областная и городская власть рассматривают вопрос, как поступить с тарифами, чтобы лучше было для людей». Напомним, 20 декабря минувшего года исполком Харьковского горсовета установил новые тарифы. С 1 января квартплата в городе выросла вдвое, к тому же за перевозку и захоронение твердых бытовых отходов ввели отдельный тариф.
Но визит и слова министра, который был вынужден съездить в Харьков, возымели действие — исполком тут же пересмотрел свое решение. По словам городского головы Геннадия Кернеса, «для харьковчан, которые до начала 2012 года платили около 70 гривен, а с 1 января 2012 года по новому тарифу должны были платить 140, квартплата теперь составит около 100 гривен». Кернес отрицает, что тарифы в городе снижены по указанию сверху: «Я могу каждую цифру аргументировать. У правительства свои аргументы, и сейчас идет уточнение наших позиций». Ранее Кернес заявлял: «Все решения... принимаются в соответствии с действующим законодательством и проходят определенную процедуру согласования, в том числе и с органами государственной власти. Поэтому я не вижу сегодня оснований для пересмотра данного решения»...
Между тем Государственная финансовая инспекция объявила, что в феврале проведет проверку коммунальных предприятий на обоснованность тарифов. Глава бывшего КРУ Петр АНДРЕЕВ сообщил: «Высшее руководство государства высказало обеспокоенность необоснованным и самовольным повышением тарифов на коммунальные услуги отдельными органами местного самоуправления и жилищно-коммунальными предприятиями. Для урегулирования этой проблемы мы и начинаем указанные проверки». По его словам, проверять будут все предприятия, повысившие тарифы на свои услуги в 2011—2012 годах, а также законность использования полученных в результате средств. «В органы власти приходят жалобы граждан на жэки, которые не оказывают коммунальных услуг даже тогда, когда эти услуги оплачены на сто процентов То есть люди платят за уборку подъездов, придомовых территорий, вывоз мусора, но эти работы не выполняют», — сказал глава Госинспекции и попросил граждан звонить на телефон доверия (044) 425-38-18, если им известно о повышении тарифов. Не раскалится ли телефон?