Как известно, Верховная Рада Украины приняла Госбюджет на следующий год, что вызвало много вопросов у местного самоуправления. По словам заместителя мэра Днепра Владимира МИЛЛЕРА, такая смета может иметь два сценария для местного самоуправления: катастрофический или очень плохой. Первый может иметь место в случае нерешения проблемы, которая появилась после повышения заработной платы педагогическим работникам. Речь идет о соответствующем постановлении № 822, которое приняло еще предыдущее правительство. Распоряжение не отменили, но и последующих шагов для его реализации сделано не было. То есть не изменили формулу перечисления такой субвенции. Кроме того, не определены и источники финансирования повышения зарплаты тем педагогам, которые не подпадают под упомянутое постановление. Для Днепра такой дефицит средств составляет 900 млн грн, а для страны в целом — ориентировочно 45 млрд грн.
«Сейчас источников финансирования нет ни в городах, ни в государстве, то есть в государственном бюджете это не заложено. По-видимому, это постановление будет отменено, но конечного результата сейчас нет. В то же время центральная власть говорит, что есть механизмы компенсации — это пересчет образовательной субвенции на более реальный контингент учеников. Эти средства, якобы, заложены в расчет субвенции на повышение социального уровня жизни отдельных категорий педагогического персонала общеобразовательных школ. Обещанного такого частичного распределения сейчас тоже не видим, поэтому и не уверены, что средства выделят городу. Если даже эту субвенцию направят через областную администрацию, то и здесь не уверены, что средства дойдут до нас, поскольку по опыту — за последние два года город не получил ни одной гривни от дополнительной дотации на содержание образовательных и медицинских заведений, которая проходила через область. Словом, если постановление не отменят, дополнительные средства не заложат и не внедрят справедливый механизм распределения субвенций на город, то сценарий для местного самоуправления будет катастрофическим», — отметил во время пресс-конференции Владимир Миллер.
По словам чиновника, если упомянутая ситуация будет регулироваться, то из катастрофической она может превратиться лишь в плохую по ряду других позиций бюджета. Среди прочего, и в части профессионально-технических училищ. «Ранее из государственного финансирования эти заведения перешли к городу, при этом их управление и собственность остались на государственном уровне, то есть никаких управленческих решений, в том числе по их реорганизации, местная власть применять не может. Эта подотрасль стоит городу 200 млн гривен в год. В целом свернуты все государственные субвенции, которые касались строительства и реконструкции объектов в образовательной сфере. Остается только одна — «Обеспеченная школа для лучших результатов», но порядка ее распределения тоже пока нет».
Также в Госбюджете-2020 заложен значительный дефицит средств на медицинскую сферу. Городу на эту область выделено всего 200 млн грн государственной субвенции на первый квартал. Этого не хватает даже на заработную плату в первом квартале, на которую необходимо свыше 240 млн грн. «Что делать в 2—4 кварталах, если только на зарплату нужно 750 млн грн, вообще непонятно. В профильном министерстве говорят, что со второго квартала лечебные учреждения вторичного уровня перейдут на финансирование Национальной службы здоровья, но предыдущий опыт перехода заведений первичного уровня показал, что этот процесс требовал 9 месяцев и 100 млн грн. Откуда при таком раскладе брать средства — неизвестно. В то же время еще нет документа (Постановления КМУ), который бы определял требования перехода вторичного звена к НСЗУ. Кроме того, есть еще и дефицит государственной субвенции на лекарства для больных сахарным диабетом и с почечной недостаточностью», — отметил заместитель мэра.
Среди негативных последствий госбюджета для местного самоуправления — запрет использовать коэффициент инфляции при расчете платежей за землю. От такого налога Днепр недополучит дополнительные 200 млн грн. Нерешенными остались и вопросы компенсации разницы в тарифах на тепло. «Уже не один год по политическим причинам центральная власть не позволяет повышать тарифы на местах для потребителей. Но монополисты для коммунальных предприятий это делают. В настоящее время такого механизма компенсации в разнице тарифов не прописано. Также без внимания в госбюджете остались и вопросы финансирования льгот на транспорт и связь для соответствующих категорий граждан. Раньше эта норма была делегирована местным бюджетам, но государственная субвенция на погашение этих льгот не поступает. Словом, несмотря на все негативные последствия, которые мы сегодня видим в государственном бюджете для городской сметы, все же Днепр будет прилагать максимум усилий, чтобы финансировать в полном объеме зарплату бюджетникам, то есть будет выполнять все социальные обязательства, при этом в полном объеме не будет финансировать коммунальное хозяйство. А что будут делать другие города страны — вопрос остается», — добавил Владимир Миллер.
Стоит отметить, что проект сметы Днепра на 2020 год составляет 13 млрд грн. В текущем году он был больше почти на два миллиарда гривен. Мэр Днепра Борис Филатов уже неоднократно напоминал правительству и парламенту о необходимости принятия Муниципального Кодекса, который должен четко распределить полномочия центральной и местной власти. Чтобы каждый раз не возникала ситуация, когда финансовые проблемы переводятся на местное самоуправление.