Может ли государство в военное время быть эффективным и выполнять свой бюджет? В понедельник Государственная казначейская служба попыталась дать на этот вопрос положительный ответ. За январь — август в госбюджет поступило 266,5 миллиарда гривен, пересказывает Reuters ее сообщение. В общий и специальный фонды госбюджета Украины за январь — август, по оперативным данным Гоказначейства, поступило на 48,7 миллиарда гривен, или на 22,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Правда, на этом хорошие новости заканчиваются. Доходы госбюджета составляют, оказывается, лишь 94,1% к плановым показателям, в то время как дефицит бюджета за эти же восемь месяцев вырос на 8%. Недопоступление составило 16,8 миллиарда гривен. Государственной фискальной службой Украины в январе — августе не обеспечены поступления в общий фонд бюджета на сумму 8,6 миллиарда гривен (95,8% плана), в том числе за налоговиками числится недоимка в 4,4 миллиарда и почти столько же за таможенниками. В специальный фонд госбюджета поступило 32,1 миллиарда (78,4% плана). Недопоступление в этот фонд составили 8,8 миллиарда гривен.
Нельзя не напомнить и о прозвучавшем 29 августа заявлении главы Минфина Александра Шлапака о том, что за последнюю неделю ведомство перечислило местным бюджетам 2,4 миллиарда и полностью погасило задолженность за 2014 год. «Правительство не имеет ни одной гривны задолженности перед местными бюджетами, — сказал А. Шлапак на заседании Кабинета Министров в минувшую пятницу и добавил: — Если ситуация не будет ухудшаться, то и в последующие месяцы местные бюджеты будут получать все своевременно». «День» спросил у экспертов, может ли вообще в военное время выполняться государственный бюджет?
Михаил НЕПРАН, вице-президент Украинской торгово-промышленной палаты:
— Бюджет в любых условиях, мирных или военных, должен бы быть сбалансированным по расходам и доходам и благодаря этому выполняться. Если мы говорим, что в стране война, то должны понимать и сказать честно и откровенно налогоплательщикам: бюджет должен быть военным, и львиная его доля должна направляться на оборону, в то время как те статьи, которые мы априори не сможем выполнить, не следует и планировать. Иными словами, бюджет в любом случае, в том числе и в военное время, должен быть правдивым. Не секрет, что почти все бюджеты у нас с 1990-х годов составлялись так, что «сказка не становилась былью». В результате появлялся бюджетный дефицит, из года в год покрывавшийся долговыми обязательствами.
Уникальность нынешней ситуации заключается в том, что у правительства нет другого выхода, кроме как составлять реальный бюджет. Эти цифры исходят из того, что Донбасс не работает, должно сказать парламенту правительство, Крым не работает, экспорт упал на 30% и столько-то сот миллионов гривен доходов мы недополучили. Поэтому мы должны понимать, что реальный бюджет может быть только таким. Он может быть даже бездефицитным, но тогда нужно честно сказать, что мы не можем выполнить то, что обещали предыдущие правительства и Верховная Рада, что мы вынуждены воздержаться от финансирования государственных программ. Бюджет будет честным, если мы скажем, сколько имеем возможность потратить на войну, а сколько, по минимуму, на зарплаты и пенсии. Больше платить не сможем. И такой подход зависит даже не от Минфина, а от Президента и премьера. Это они должны прийти и сказать: денег в стране на что-то большее нет. Давайте не будем обманывать друг друга. Так что сегодня не стоит вопрос бездефицитности бюджета, ничего страшного в дефиците сегодня нет. Тем не менее, жить нужно, как говорится, по средствам.
Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра:
— В условиях войны выполнять бюджет можно только за счет печатного станка. Ничего другого никто не придумал и не придумает. Никакие другие действия не сработают. Урезать, секвестировать бюджет тоже не имеет смысла. Деньги и бизнес будут уходить в тень, прятать доходы, не платить налоги. Все это в нашей и мировой истории уже не раз было. Единственный путь сегодня — это печатный станок, эмиссия гривны. Печатать ее и печатать. А все эти разговоры, что мы, мол, что-то сделаем — пустые слова. Почему после Второй мировой войны Сталин сделал денежную реформу? Не от хорошей же жизни. За время войны денег столько напечатали, что он понял: их столько, что можно все имущество государства несколько раз купить. Пока идет война, печатный станок работает во всех странах. Все!
Вячеслав ЮТКИН, первый заместитель главы Проминвестбанка (Киев):
— Я не помню ни одного года, когда бы наш бюджет был не дефицитным. В военное время, тем более, от дефицита будет еще труднее уйти. Я думаю, бояться этого не надо. Расходы на войну, понятно, непродуктивны, да к тому же никакой бюджет их не может предвидеть и учесть. Война, как известно, всем, в том числе и бюджетной сфере, диктует свои условия. На войне — как на войне... И дефицита не следует бояться. Я думаю, что в этом году он достигнет пять-семь процентов, так как ни сроков завершения военных действий нельзя предсказать, ни затрат на нее. Они, как правило, растут как снежный ком.
Я думаю, что наше правительство сегодня делает всю ту работу, которую нужно делать в этих условиях. Хотя большая часть этой работы по понятным причинам скрыта, она ведется. Можно спорить о том, эффективны ли принимаемые меры, но они есть и, будем надеяться, принесут плоды в виде победы. Введен военный налог, сокращаются все, какие только можно, расходы. Правда, не трудно предположить, что сейчас в стране проводится как бы скрытая денежная реформа, и этого нельзя не заметить по темпам и девальвации, и инфляции. Дай Бог нам не дойти до гиперинфляции. Но, я уверен, если удастся стабилизировать хотя бы на нынешнем уровне падение национальной валюты и вернуть ее к значению 12—12,5 гривен за доллар, для чего сейчас делается очень многое, то ничего страшного не случится. В противном случае это будет удар не только по среднему классу, но и по всему нашему населению, которому не избежать крайнего обнищания. Я думаю, до этого не дойдет. Зная Яценюка и Шлапака как профессионалов, уверен, что они просто не могут такого допустить.
Андрей НОВАК, глава Комитета экономистов Украины:
— Экономическая жизнь в стране должна продолжаться даже и в условиях военных действий. Потребляются товары и услуги, платятся налоги, распределяются через бюджетную систему, хотя война, конечно, вносит во все это свои коррективы. В бюджете возникают большие непредвиденные расходы на военные нужды, которые ранее не планировались. Но, повторяю, экономическая жизнь не должна останавливаться, а в нашей ситуации, когда венные действия в рамках антитеррористической операции происходят только в двух областях, — тем более. Ведь другие регионы страны живут в принципе мирной жизнью. И тут все зависит от мастерства правительства и Национального банка. Сумеют ли они эффективно использовать имеющиеся национальные и привлеченные извне ресурсы? К счастью, Украину не оставили один на один со всеми проблемами. Мы имеем существенную финансовую и экономическую поддержку. Получили определенные преимущества в допуске на зарубежные и, в частности, европейские рынки.
К сожалению, мастерства у правительства и, особенно, у Нацбанка недостаточно. Их политика сейчас направлена в основном на то, чтобы фактически спекулировать на теме войны. И дополнительные бюджетные ассигнования, выделяемые на войну, к сожалению, не используются по назначению. Нацбанк не препятствует масштабным валютным спекуляциям и, как представляется, является их соучастником. Все это отражается на общей экономической ситуации. Она ухудшается быстрыми темпами, не адекватными изменениям военно-политической ситуации. И тем более — неадекватно той большой внешнеэкономической поддержке, которую получает Украина.