Депутаты таки созрели к решению неотложных экологических вопросов. Идя на каникулы, народные избранники забросили в парламент два интересных документа о сортировке и переработке бытовых отходов. Речь идет о законопроекте № 2611а «О внесении изменений в Налоговый Кодекс (относительно введения сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на переработку твердых бытовых отходов)» и №2612а «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Украины (относительно направления сбора с производителей и импортеров упаковки и товаров в упаковке на переработку бытовых отходов)». Первым документом (авторство нардепа Андрея Шевченко, Максима Бурбака, Владимира Полочанинова) предлагается ввести дополнительный сбор за импорт и производство неэкологических бытовых отходов (упаковок из алюминия, фольги, стекла, пластмассы, картона и тому подобное), а вторым (соответственно — Андрея Шевченко, Татьяны Слюз, Владимира Полочанинова) — новую схему сбора и использования средств от этого сбора. Законотворцы убеждены, что компании, которые продуцируют большое количество мусора, должны оплачивать его последующую сортировку и переработку, а собранные деньги направлять на решение мусорных вопросов, а не в карман неизвестных.
Попытки переписать по-новому подходы к утилизации отходов и переработке упаковки, в частности, внедрить налог на «экологичность», делаются не первый раз. Так, год назад похожий законопроект зарегистрировала депутат фракции Партии регионов Юлия Левочкина. Но тогда украинский бизнес раскритиковал документ и в конечном итоге его отозвали из Совета. Через год после провала своего детища Левочкина опять регистрирует еще один законопроект — № 2295 «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере обращения с бытовыми отходами». Так вот, нынешние проекты законов №2611а и №2612а, какие предлагаются депутатами «Батькивщины», эксперты называют неофициальным продолжением законотворчества «регионалки».
Соавтор двух новоиспеченных законопроектов депутат фракции «Батькивщина» Андрей Шевченко объясняет необходимость их принятия критическим состоянием переработки мусора в Украине. «Идея не новая, в настоящий момент импортеры и производители платят определенный сбор на утилизацию тары, который направляется компании «Укрэкоресурс». К сожалению, мы не видим никаких результатов, которые бы это приносило для страны. В настоящий момент деньги, которые собираются, растворяются в наших бездонных коррупционных бюджетных лабиринтах. Мы считаем, что нужно эту ситуацию менять», — заявил Андрей Шевченко. По его мнению, старая схема сбора налога не работает, поэтому нужно создать новую — более действенную.
По словам авторов документа, собранные средства пойдут на внедрение новейших технологий утилизации твердых бытовых отходов. Ориентировочной суммы средств, собранных от таких нововведений, ни нардепы, ни эксперты пока еще прогнозировать не берутся. А вот механизм распределения «экологических» денег известен. Схема выглядит следующим образом: деньги от мусорного сбора будут направляться в специальный фонд бюджета, оттуда перечисляться в местные бюджеты, а затем из местного «котла» будет компенсироваться коммунальный тариф на сортировку и переработку этого мусора. Поэтому в этот раз деньги обходят «Укрэкоресурс».
Впрочем, даже при таком, казалось бы, прозрачном механизме, председатель Украинской упаковочно-экологической коалиции Владимир Слабый сомневается в его эффективности. «Как показывает опыт, мы не увидим никакой реальной отдачи. При наших дефицитах бюджета по Пенсионному фонду и других, есть очень большое сомнение, что эти деньги будут получены именно на работы по сортировке и переработке мусора», — отмечает Слабый. Кроме того, по его словам, депутаты пытаются за счет производителей и импортеров упаковок залатать большие финансовые дыры в сфере переработки мусора. «По их данным в твердых бытовых отходах содержится 30-35% наших отходов от упаковки. Почему именно мы должны отвечать за переработку всех бытовых отходов? Логично, чтобы мы занимались переработкой наших отходов, а не чужих. Там 51% — пищевые отходы», — удивляется подходам политиков Владимир Слабый. В целом же, предложенный депутатами-оппозиционерами законопроект №2612а относительно внесения изменений в Бюджетный Кодекс Слабый считает даже опасным: «Когда чиновник, сидя в кабинете, устанавливает тарифы на разные виды упаковок, сознательно или бессознательно, он влияет на развитие целой отрасли. В рыночных условиях решает рынок подходит ли для упаковывания та или иная упаковка, а в данной ситуации будет решать чиновник». Под видом реформ, заверяет эксперт, на украинские и заграничные упаковочные компании пытаются навесить еще одно обязательство, при этом, сборщики этих средств не возлагают ни одной ответственности на себя.
Чтобы решить все эти вопросы представители бизнеса предлагают кардинально другой подход. По словам председателя Украинской упаковочно-экологической коалиции, он появится до 1 сентября 2013 года в виде нового законопроекта и будет разрешать проблему «на европейский лад». Правда, как именно — пока эксперт не уточняет.
Между тем в экологической дискуссии принимает участие еще один черновик по внедрению экологического сбора. Он появился в исполнение поручения Президента в результате деятельности рабочей группы при Министерстве экологии и природных ресурсов Украины. Название этого документа — законопроект «Об упаковке и отходах упаковки». Его поддержали представители ряда бизнес-ассоциаций в своем письме к Президенту Украины, которое послали в начале июля. В нем они выступили за принятие еще одного документа, а именно Проекта Закона № 2672 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно установления экологического налога за размещение твердых бытовых отходов», который еще в апреле этого года внес на рассмотрение Верховной Рады депутат-регионал Андрей Пинчук. По мнению Слабого, данные два закона предлагают еще один подход к решению мусорной дилеммы. В частности, создание уполномоченных компаний, которым производители и импортеры товаров в упаковке будут передавать свои обязательства относительно выполнения норм по переработке и утилизации отходов упаковки. То есть, в данном случае возникает частная основа отношений в этой сфере.
За какой из настоящих экологических документов проголосуют депутаты осенью — пока еще не понятно. Но в любом случае, наихудшим для Украины будет не поддерживание ни одного из документов. Ведь мусорная проблема нарастает в стране. По данным Госстата, в прошлом году украинцы намусорили аж 450,726 тысяч тонн отходов. Лишь 31,8% этих отходов утилизировали, 0,26% — сожгли, а на сортировку и переработку остального мусора денег не хватило. Поэтому решать есть что. А пока у нас определяются с законодательным порядком прививания экологического сознания производителям, мир пошел дальше: ученые пытаются создать пластик и полиэтилен, который будет сохранять целостность до той даты, которая указана на упаковке как срок конечного употребления.